Крушение Саманидов (2)

Проблема саманидов

Проблема саманидов тесно связана с особенностями национальной политики Советского государства в Центральной Азии. Ее суть заключалась в разжигании узбекско-таджикского конфликта путем внедрения обманно-национальных лозунгов в массы таджикского народа. Национальные отношения превращались в мелкую грызню из-за названий улиц, национальной принадлежности великих людей, приоритета на обладание теми или иными духовными ценностями, к мелочным спорам о том, чья культура выше и старше. Спекулируя на таких понятиях как отечество, родная история, родной язык, культура, Советское государство искусственно создавало в части таджикского народа необоснованные претензии к соседям и необоснованные претензии на культурное верховенство.
Интересно отметить, что по Конституции Туркестанской республики, принятой в 1920 г. ее коренными национальностями были признаны узбеки, казахи и туркмены, а о таджиках не было даже упоминания. Таковы были этнические реалии.
Но в 1924 г. происходит крутой поворот в политике Советского государства в отношении таджиков. 14 октября того года в составе Узбекской ССР образовывается Таджикская АССР. Узбеки оказались непокорными. Басмаческое движение раскрыло шаткость великодержавной политики Центра. Политические и общественные организации требовали выполнения большевиками обещания о предоставлении права на самоопределение. Отряд Ибрагимбека, засевший в горах Афганистана, готовился к рейду на Ташкент. Большевики предпринимают меры, направленные на ослабление национально-патриотических сил в Узбекистане. Создание Таджикской АССР было только первым шагом. В 1925 г. из остатков Каратегинского бекства Бухарского эмирата была образована Горно-Бадахшанская область, включенная в состав Таджикской АССР, а сама она в 1929 г. была объявлена Таджикской ССР, вышла из состава Узбекской ССР и вошла как самостоятельная республика в СССР.
Новая созданная политическая единица оказалась расколотой на три не связанные друг с другом части в экономическом и этническом отношении: Гарм - Памир - Север (Ходжент). Наиболее развитый север был монополистом власти. Это был особняк для политической элиты, состоятельных людей, влиятельных государственных деятелей, которые совмещали самые высокие должности. Южные районы были заброшенными и отсталыми, бедными в материальном отношении. Зимой между Душанбе и центром Горно-Бадахшанской области Хорогом терялась всякая связь. Север развивался сам по себе, а юг шел своей дорогой. Именно на юге затаился социальный гнев и формировалась школа ненависти к тем с севера, которые взяли на себя ответственность говорить за них. Это были две части Таджикистана, но не две части таджиков, это были разные нации.
Жителей в новой республике насчитывалось всего 871 тыс. человек. Само население, как отмечал В.Бартольд, по-разному понимало слово таджик. Жители, например, Шунана и Рошана именуют себя таджиками, но соседей своих в Дарвазе, общающихся на современном таджикском языке, называют парси-гуй, т.е. людьми персоязычными, а население долины реки Ягноб отличает свой язык ягноби от таджикского .
Городов в новой республике практически не существовало. Население трех наиболее крупных поселений - Гарм, Боульджан и Душанбе не превышало 4 тысяч в каждом. Столицей республики был определен Душанбе. Он быстро вырос прежде всего за счет приезжих. В 1970 г. в нем проживало уже 300 тысяч человек, но более половины из них были русскими, а таджики едва составляли 25 % от общего числа жителей города.
Новообразованной республике передали город Ходжент, бывший крупнейший город Кокандского ханства, населенный на 90 % узбеками. Но через Ходжент проходила железная дорога, связывавшая Ферганскую долину с остальной частью Узбекистана. Ферганская долина являлась мятежным краем, родиной басмаческого движения и теперь путь туда передавался под контроль другой республики.
Таджикская ССР получила под контроль верховья Амударьи и часть течения Сырдарьи, двух важнейших водных артерий, которые обеспечивают значительную часть водных ресурсов Узбекистана и без которых невозможна жизнь на большей части территории Центральной Азии. Контроль над железной дорогой и источниками двух великих рек был достаточным для обуздания узбекской республики в случае чрезвычайной ситуации.
Быстрые и энергичные действия Советской власти по созданию таджикского государства имели серьезные политические причины. В 1911 г. царская Россия столкнулась с новым грозным врагом - пантюркизмом. Его идеологи и лидеры выдвинули программу союза четырех крупнейших областей, населенных тюркскими народами - Поволжье, Крым, Северный Кавказ и Средняя Азия. Правящие круги России охватила паника. Известный реакционер епископ Андрей и министр внутренних дел П.А.Столыпин высказали тревогу, что в критические дни для российского государства "инородцы" этих регионов могут оказаться в лагере врагов России. Борьба против пантюркизма стала главным направлением столыпинской национальной политики и привела к ужесточению репрессий против тюркских народов.
Ее продолжением явилась национальная политика Советского государства. В 1923 г. в резолюции XII съезда КПСС указывалось на пантюркизм как на один из "уклонов" в развитии национальных республик Центральной Азии. В этом же году был арестован и расстрелян по обвинению в пантюркизме один из видных татарских коммунистов, заместитель Сталина по Наркомнацу (Народный комиссариат по делам национальностей) Мирсаид Султан-Галиев. В июне 1923 г. на IV Совещании ЦК РКП(б) с ответственными работниками национальных республик и областей представители Туркреспублики подвергли Сталина и советское руководство открытой критике за проведение политики великодержавного шовинизма. Это была последняя открытая схватка представителей тюркских народов с Советским государством. Сталин, в свою очередь, обвинил М.Султан-Галиева, Т.Рыскулова, Б.Ходжанова (председатель Совнаркома Туркреспублики), Файзуллу Ходжаева и А.Икрамова в пособничестве басмачам. Дело дошло практически до разрыва. В 1924 г. на территории Туркреспублики были образованы три новых республики - Узбекская, Туркменская и Киргизская. Но даже разделенные по своим национальным квартирам тюркские народы продолжали борьбу за предоставление права на самоопределение.
Теперь против пантюркизма был направлен весь репрессивно-террористический аппарат Советского государства. Обвинение в пантюркизме было равносильно смертному приговору. Беспощадно были уничтожены все руководители джадидов, которых также заподозрили в пантюркизме. Советская власть искореняла пантюркизм. Создание Таджикской ССР явилось составной частью в этой борьбе. Новая республика должна была сыграть роль контрбаланса против пантюркистского движения или возрождения его идеологии. В резолюции XII съезда КПСС говорилось об "узбекском шовинизме", против которого необходимо было вести борьбу и Таджикистан планировалось использовать в ней. Так инсценировался конфликт в Центральной Азии.
На территории нынешнего Таджикистана никогда не было своего собственного национального государства, он во всей истории входил в состав других централизованных государств. Здесь не было единого языка, не было внутренних хозяйственных, культурных или психических связей, которые могли бы стать фундаментом государства. Не было того национального духа или национальной идеи, отсутствовали исторические традиции, которые двигали социальные силы на создание собственной государственности. В XIX в. часть ее оказалась в составе Бухарского эмирата, а другая часть в Кокандском ханстве, государстве, где господствовали этнические узбеки. Большая часть населения ассимилировалась с господствующей нацией и потеряла свою специфику.
Советская власть начала усиленно формировать таджикскую нацию. Создание государств без нации, национального сознания, без духовного наследия, исторических корней, национальных идей являлось утопией. В 30-е годы в Таджикистан были посланы видные ученые - историки, востоковеды, литераторы из Москвы, Ленинграда и Ташкента для разработки основных концепций истории таджикского народа. Постольку поскольку такая история была неизвестна и представляла собой терра инкогнито, то ее создавали искусственно, собирая по крупицам из сказок и легенд, а откровенно говоря, из собственных фантазий. В течение длительного времени в Душанбе работали И.С.Брагинский, А.А.Семенов, Б.А.Литвинский, Б.Давидович, А.М.Дьяков и др. Они занимали высокооплачиваемые должности, были избраны академиками и соответственно создавали надуманную историю таджикского народа. Их усилиями было создано понятие "таджикско-иранская литература". Один из ее творцов И.С.Брагинский писал: "Вследствие тесных исторических и культурных взаимосвязей, существовавших, особенно в период X-XV веков между таджиками (восточные иранцы) и персами (западные иранцы), выдающиеся писатели этого периода - Рудаки, Фирдоуси, Омар Хайям, Саади, Хафиз, Джоми и другие - являются признанными классиками как таджикской, так и персидской литературы" .
Во-первых, конечно же, это национальный позор покушаться на чужое культурное и историческое наследие, это бывает, когда не имеешь собственного, и называется кражей; во-вторых, как это таджики, которые в большинстве жили на Памире и в Гиндукуше, могли оказаться иранцами, которые жили в тысячах километров от них, имели собственную историю, культуру, классическую поэзию, в которой таджики никогда не присутствовали. Ведь так можно доказывать, что В.Шекспир являлся и американским поэтом только на том основании, что писал на английском языке. Именно таким путем и такими средствами создавалась антинаучная, лже-историческая концепция этногенеза и истории таджикского народа. Думается, каждому настоящему таджику было бы оскорбительно доказывать свою славу под сенью чужой славы.
Усилиями этой группы ученых была создана фантастическая картина истории таджикского народа, получившая наиболее зрелое воплощение в книге тогдашнего первого секретаря ЦК Компартии Таджикистана Бабаджана Гафурова "История таджикского народа", опубликованной в Душанбе в 1952 г. Ее суть сводится к следующим положениям:
1. Таджики являются самым древним из народов в Средней Азии.
2. В результате развития восточно-иранских диалектов на стыке Согда, Тохаристана и Хорасана складывается общенародный язык таджиков, который тогда именовался дари.
3. Активная борьба народных масс против арабов, выражавшаяся, в частности, в непрерывных восстаниях придали процессу консолидации таджикского народа особую силу.
4. В ходе этой борьбы формируется первое таджикское централизованное государство Саманидов, которое способствовало завершению процесса образования таджикского народа.
5. Самарканд и Бухара являются древнейшими таджикскими городами .
К выходу этой книги Таджикистан прошел стадию полной большевизации: Душанбе стал Сталинабадом, Ходжент – Ленинабадом, а Бабаджан Гафуров – признанным Москвой корифеем-теоретиком национальной политики. Его утверждения становились аксиоматичными истинами, его воздушные замки и сказочные иллюзии превращались в истины последней инстанции. Они настойчиво внедрялись в массы. Книга стала учебником по истории в вузах и школах Центральной Азии. Она стала образцом внедрения марксизма-ленинизма в историческую науку. Ее идеи пропагандировались через все идеологические организации и легли в основу научных работ в области истории.
На этом фоне трагично выглядел соседний Узбекистан. Здесь не изменили ни одно древнее название городов, сохранились названия Фергана, Маргилан, Коканд, Наманган, Ташкент, Бухара, Самарканд и др. Новые города также получали национальные названия. Он не поддался нажиму Москвы и стремился сохранить свою самобытность, свою историю, традиции, алтари, мечети. Конечно, расплата была страшной. Были расстреляны еще до 1938 г. Т.Рыскулов, Б.Ходжанов, Бату, Б.Кариев, а в 1938 г. очередь дошла до Ф.Ходжаева и А.Икрамова. В 1950 г. последовала новая волна репрессий, когда была арестована большая группа писателей, обвиненных в национализме и пантюркизме.
Абсурдность утверждений Б.Гафурова была очевидной, но в них была одна важная особенность, которая находилась в согласии с советской национальной политикой – претензии на Бухару и Самарканд. Считалось, что границы советских республик были установлены навечно и никто не имеет право даже поднимать этот вопрос. Но никто не посмел упрекнуть Б.Гафурова или подвергнуть критике его амбициозные претензии на Самарканд и Бухару – видимо, Москва одобрила их. Не нужно забывать, что Самарканд находится на границе с Таджикистаном, а к Самарканду примыкает Бухарская область и нетрудно было по решению ЦК КПСС сдвинуть границы и расширить территорию Таджикистана, а предлог можно было всегда найти, как это неоднократно происходило в Центральной Азии. В этом заключался весь стратегический замысел концепции Б.Гафурова.
Б.Гафуров не утруждал себя поисками надежных и убедительных аргументов относительно этногенеза таджиков и их формирования как нации. Его положение делало его любые доказательства, даже самые абсурдные, аксиомой, не требующей доказательств. Без конкретных археологических, этнографических или источниковых примеров.
В монографии "Таджики", которая была опубликована в Москве в 1972 г., когда он являлся директором Института востоковедения Академии наук (АН) СССР и членом ЦК КПСС, Б.Гафуров выдвигает в качестве главного аргумента для доказательства таджикской этнической основы государства саманидов свидетельство известного средневекового персидского историка Абдул-Фази Бейхаки, который писал: "Мы, тазики" или "У нас, тазиков". Б.Гафуров далее цитировал его же слова об участии "воинов-тазиков" в битве при Дендакане в 1040 г., где тюрки-сельджуки нанесли поражение Максуду Газневидскому. Индийцы, арабы и курды, писал Бейхаки, бежали с поля боя, а воины-тазики стойко сражались до конца. Это было не только главным, но и единственным аргументом Б.Гафурова в его концепции исторической роли таджиков в создании государства саманидов и исторических событиях Центральной Азии в X-XI вв.
Но приключилась явная конфузия. В книге Бейхаки речь шла не о саманидах, а о газневидах и, следовательно, тазики, о которых пишет Б.Гафуров, к государству саманидов не имели никакого отношения. Кроме того, случилась небольшая ошибочка – Бейхаки говорил не о воинах-тазиках, а о гулямах-тазиках, а это разные категории. при дворе газневидов было три категории служащих: гулямы – рабы тюркского происхождения; люди оружия – воины тюркского происхождения, дворцовая гвардия; тазики, писари, чтецы документов, составители дипломатических документов, обычно иранцы по происхождению, но владевшие арабским языком. Бейхаки сам занимал должность тазика и даже занимал пост главы государственного секретариата. Таким образом, тазики являлись не этнической, а социальной категорией и к таджикам не имели никакого отношения. Кроме того, они занимали скромные должности писарей и не были воинами. Об этом говорит и другая цитата Бейхаки: "Дворцовые гулямы слезли с верблюдов и начали отнимать

Hosted by uCoz