Крушение саманидов(3)
Этнические корни саманидов

Г.А. Хидоятов
Крушение Саманидов
Главы из книги
Часть 3

В мировой литературе нет единого мнения об этнических корнях саманидов. Одна группа ученых считает их иранцами, представлявшими "персидско-мусульманские роды" . Крупный английский ученый К.Босворт утверждает, что саманиды "представляли интересы и устремления местных иранских землевладельческих аристократов" , а сами саманиды претендовали на происхождение от древней династии иранских царей - сасанидов . В то же время известный французский историк Рене Гроссе не сомневается в иранских корнях саманидов, которых арабские завоеватели использовали в борьбе против тюрков. Параграф его книги, посвященный саманидам, называется "Иранский барьер против тюркского мира в десятом столетии: саманиды" .
Иранская суть и иранские корни саманидов очевидны. Знатные иранские роды бежали из Фарса и Западного Ирана в Хорасан от арабов. Бухара и Самарканд были самыми процветающими центрами государства саманидов и они, естественно, привлекали большую часть из них. Старая сасанидская культура была растоптана бедуинами и в Хорасане стала формироваться новая, которая во многом продолжала традиции старой, но на новой арабско-мусульманской основе. Первой работой, написанной на новом персидском языке пахлави являлась "История" ат-Табари и его комментарий к Корану. С их переводов, осуществленных в Хорасане, начиналась новая персидская литература, которую таджикские авторы ошибочно называют "ренессансом". Получился эффективный симбиоз исламской и персидской культуры. Новый персидский язык стал языком ислама и сам ислам благодаря новому языку перерос свою арабскую основу. Ислам стал многонациональным – на арабском языке его никто в Центральной Азии не понимал и не воспринимал, а на персидском стал многоязычной верой и культурой. Американский исследователь Р.Фрай в связи с этим сделал интересное заключение: "Как греческая цивилизация послужила основой для всемирного распространения христианства, так и иранская цивилизация сыграла такую же роль в распространении ислама" . Это был естественно-исторический процесс продвижения ислама и исламской цивилизации в Хорасан и Мавераннахр. Не саманиды создавали его, а этот культурный подъем, наблюдавшийся здесь в IX-X веках, поднял саманидов и придал периоду их правления блеск при всей нищете их царствования. При дворе саманидов нашли прибежище два гениальных поэта Востока – Фирдоуси и Рудаки. В Бухаре Фирдоуси создавал свою бессмертную поэму "Шах-Наме", в которой воспевал царей Ирана. В ней он указал на связь саманидов с древним родом Ирана Бахрамом Чубиным и придал им царственный статус.
Так саманиды вошли в иранский эпос и стали частью иранских царствующих домов. Но есть и другое мнение о их этнических корнях. Р.Фрай, написавший о них главу в Кембриджской истории Ирана, полагает, что саманиды были тюркского происхождения. Балх, откуда они были родом, пишет он, был населен в подавляющем большинстве тюрками. По его мнению, племя огузов было их родным племенем. В подтверждение своего предположения Р.Фрай ссылается на рукопись Мухаммада Лари, находящуюся в отделе рукописей Стамбульского университета . Идея Р.Фрая может быть подтверждена и чисто семантически. Слово "саман" на древнетюркском языке означает солому. С древнейших времен в Центральной Азии тюрки-кочевники поставляли в города саман, который широко употреблялся в домашнем хозяйстве как корм скоту, как строительный материал, как топливо и пр. Не исключено, что саманиды могли принадлежать к роду, который промышлял саманом, доставлял или занимался его сбытом. Как бы то ни было гипотеза о тюркских корнях саманидов должна быть также рассмотрена в качестве одной из научных версий. Только в таком случае проблема саманидов может перейти из области фантазий на реальную почву и приобрести надлежащую научную основу. Арабам для исламизации Центральной Азии одинаково нужны были и тюрки, и иранцы, но лучше всего сочетание: тюркские правители в иранской форме, т.е. тюркские воины и государственные деятели с Кораном в руке, говорящие на фарси.

* *
*

Отличительной чертой "саманидоведения" в современном Таджикистане является полное игнорирование таджикскими авторами современной зарубежной литературы, пренебрежительное отношение к работам дореволюционных российских авторов и, в частности, публикаций известного исследователя Центральной Азии И.Бичурина (отца Иакинфа). Эти источники признаны в мире самыми достоверными и надежными, а о них в трудах таджикских авторов нет даже упоминания. Это подрывает доверие к публикациям таджикских авторов и делает их недостойными как научные произведения.
Главным источником при исследовании саманидов является "История Бухары" Наршахи (899-959 гг.). Наршахи родился в Бухаре в селении Наршах и его полное имя - Абу Бакр Мухаммад ибн Жаъфар ибн Закариё ибн Хаттоб ибн ан-Наршахи. По поручению саманидского правителя Нуха ибн Насра (943-954 гг.) он написал историю Бухары с древнейших времен вплоть до середины 90-х годов Х века. Первоначально книга была написана на арабском языке и называлась "Китоби ахбари Бухоро, т.е. "Книга новостей Бухары". Поскольку в Бухаре мало кто знал арабский, то решено было уже после смерти Наршахи перевести ее на фарси. Перевод был сделан с оригинального текста рукописи в 1128 г. бухарским ученым Абу Насром Мухаммадом, но переводчик дополнил текст историей саманидов вплоть до их последнего представителя Абдал-Малика, убитого в 999 г.
Впоследствии книга подвергалась многочисленным дополнениям, появились комментарии, она часто стала фигурировать под новым названием. Появились варианты под названиями "Тарихи Наршахи", "Тарихи Бухоро", "Тарихи ул вилоят" ("Осознание правды о стране"). Тем не менее в исторических трудах и научных исследованиях сохранилось прежнее название с авторством Наршахи. Но у книги была своя сложная история, она проделала сложный и трудный путь сквозь тысячу лет, прежде чем она дошла до современного читателя и исследователя, которые до сих пор читают ее с удовлетворением и пользой.
В Европе она впервые появилась в тридцатые годы XIX в. В 1832 г. английский разведчик Александр Бёрнс, проживавший в Бухаре под видом афганского торговца, купил в мечети книгу, которую он сразу же оценил должным образом. Она была написана на фарси и называлась "Тарихи Бухаро". Это была книга Наршахи. По возвращении в Англию в соответствии с правилами Ост-Индской компании, он передал ее в Королевское Азиатское общество Великобритании, которую включили в каталоги и с тех пор она и числится под этим названием и с этим автором, хотя Наршахи и не может полностью считаться ее автором. Произведение Наршахи до сих пор считается самым первым и самым достоверным источником по государству Саманидов, самым надежным. Наршахи был свидетелем этого периода истории Бухары и первым дал критическую оценку деятельности саманидов, хотя и несколько однобокую.
Спустя девять лет после А.Бёрнса в Бухаре побывал российский востоковед Н.Ханыков, который также привез в Санкт-Петербург список произведений Наршахи и сдал в Публичную библиотеку столицы Российской империи. В 1858 г. другой российский востоковед П.Лерх также доставил такую же рукопись и сдал ее в Азиатский музей. Почти в этот же год французский востоковед Ч.Шефер купил в Стамбуле еще одну копию книги Наршахи, которую сдал в Национальную библиотеку в Париже. В 1873 г. американский путешественник Скайлер также купил в Бухаре список Наршахи и сдал его в библиотеку Американского общества. Так книга Наршахи стала одной из самых распространенных в мире и самым популярным источником по истории Центральной Азии. Достойно сожаления, что таджикские саманидоведы не удостоили его своим вниманием. Их работы стали бы надежными и заслуживающими доверия.
Первая публикация работы Наршахи была сделана П.Лерхом в 1874 г. в его книге "Монеты бухар-худатов" в Петербурге. Почти одновременно с ним в Лондоне была опубликована книга выдающегося венгерского тюрколога А.Вамбери "История Бухары", в которой целая глава была посвящена периоду саманидов и вся она была основана на материалах книги Наршахи. В 1883 г. в Париже Ч.Шефером были опубликованы отрывки работы Наршахи в "Персидской хрестоматии", а спустя девять лет она была опубликована полностью в переводе на французский язык. Затем последовали переводы на русский язык, узбекский. В 1904 г. весь текст Наршахи был опубликован литографским способом в Тегеране с примечаниями муллы Султана, а в 1939 г. он был напечатан там же под редакцией мударриса Ризавий.
"Тарихи Бухоро" подвергалась отдельному исследованию. Она стала темой докторской диссертации выдающегося американского ученого востоковеда Ричарда Фрая. Он перевел всё произведение на английский язык и написал примечания, которые могли бы стать основой выдающейся монографии по источниковедению истории Бухары. Оценивая работу Наршахи, Р.Фрай отмечает: "важность этой работы как источника доисламской и раннеисламской истории одного из самых древних городов мусульманского востока" . По мнению американского ученого, книга Наршахи содержит много интересных фактов, которые отсутствуют в других источниках, но вместе с тем примечания самого Р.Фрая к ней могут стать уникальным источником по истории как Бухары, так и саманидов.
Разумеется, средневековые авторы не обошли вниманием историю саманидов, но не как особую проблему, а как эпизод в истории Центральной Азии. Большое внимание им уделил арабский историк Абу Наср ал-Утби в работе "Китаб ал-Йамини" (XI в.). Отдельное место уделено саманидам в многотомном труде персидского историка Мирхонда "История Ирана". В XVIII в. он был переведен на английский и французский языки и получил широкое научное признание своим богатейшим фактическим материалом и своей своеобразной трактовкой истории. Средневековые авторы касались главным образом внешней политики саманидов, практически проявляя молчание о их достижениях во внутренней политике. Мирхонд, например, подчеркивает их постоянные войны с тюрками. Это были сплошные походы в области, населенные тюрками, пишет он, и только кончалась одна война, как они начинали другую. По его словам, уже в 894 г. первый из саманидов Исмаил первым начал войну против тюрков, совершил поход до Тараза, захватил в плен правителя тюрков, его отца, жену и увел в плен свыше 10 тыс. жителей .
Первой попыткой отдельного исследования проблемы саманидов был сделан Бенгальским Азиатским обществом. В 1886 г. ей было посвящено отдельное заседание общества, на котором известный английский нумизмат Е.Е.Оливер сделал доклад на тему "Закат саманидов" , в котором был дан подробный всеобъемлющий анализ правления саманидов. Доклад был опубликован в трудах Бенгальского общества. Главной идеей доклада и опубликованной статьи было следующее: саманиды не были самостоятельными или независимыми и государство их не имело суверенных прав, добытых ими в борьбе с противниками. Они получили право на инвеституру, т.е. независимое правление, от багдадского халифа, а высший диплом на правление был получен Исмаилом от халифа Мутадида, назначившего его "защитником Веры и халифата против его врагов". Саманиды всячески стремились укрепить это доверие Багдада, хорошо зная, что всякое ослушание неминуемо может привести к адекватному наказанию .
Исследование Стэнли Лэн-Пуля "Мусульманские династии", опубликованное в 1896 г. дало возможность определить генеалогию династии саманидов. Он установил, что власть саманидов была слабой и через полвека после утверждения к власти в Бухаре их господство простиралось не далее Мавераннахра. "Фактическая власть, - писал он, - все более переходила в руки тюркских рабов, которыми был переполнен двор саманидов. Один из них - Алп-Тегин - основал династию газневидов, которая в 995 г. наследовала саманидские владения к югу от Амударьи" .
Выдающийся вклад в исследование государства саманидов внес видный российский востоковед В.Бартольд. Его труд "Туркестан", в котором саманидам был посвящен специальный раздел, до сих пор не потерял своей научной ценности и справедливо расценивается как создавший новую эпоху в изучении истории Средней Азии. Он был издан на русском языке в 1900 г. и включен в первый том его сочинений, опубликованный в 1963 г. Он дважды издавался на английском языке в 1928 и 1958 гг. Работа была основана на средневековых источниках, которые еще были неизвестны в научном мире и в этом было ее главное достоинство. В работе имелось несколько главных положений, которые сводились к следующему.
1. Власть саманидов была чрезвычайно слабой, их влияние на местном уровне было чисто символическим и выражалось в ежегодной отправке в Бухару только подарков, но не податей. "Владетели Исфиджаба, - писал он, - выражали покорность саманидам только ежегодной уплатой четырех денег и отправлением вместе с подарками метлы" .
2. В IX-X веках в Мавераннахре и Хорасане наблюдался большой экономический подъем, но он не был связан с деятельностью саманидов, это был спонтанный объективный процесс, связанный главным образом с расширением связей с Византией и ростом городов в Средней Азии.
3. За все сто лет правления саманидов практически не было ни одного года, который прошел бы без мятежей и восстаний. Центрами волнений были города. Практически все крупные города и, в первую очередь Самарканд, считались мятежными элементами . В стране ежегодно чередовались восстания тюркской гвардии, убийства чиновников и саманидских правителей, народные восстания, мятежи в армии.
4. В.Бартольд отмечал, что "по историческим известиям" среди представителей династии саманидов, кроме Исмаила, не было ни одного, в котором были бы признаки выдающихся дарований. Все они были умственно ограниченны, капризны, легкомысленны и по большей части больны чахоткой или туберкулезом .
Важно отметить также, что В.Бартольд не пишет о каких-либо этнических корнях саманидов и совершенно нет даже упоминания таджиков.

* *
*

Главным пороком работ современных таджикских авторов по проблемам саманидов является отсутствие конкретных реальных исторических фактов и использование произведений мировой литературы и средневековых авторов. Их историческая концепция основывается на абстрактных умозаключениях и на выдуманных ложных идеях, оторванных от реальной жизни. Это приводит к глумлению над историей и ее фальсификации. В таком случае происходит эрозия общепринятых моральны критериев в освещении прошлого и история легко становится в руках политиканов в средство осуществления политических амбиций и беспринципных интриг.
Саманиды - реальный факт в истории Центральной Азии. Их столица Бухара находится на территории Узбекистана, признана мировым сообществом и их история является органической частью истории нашей республики. Изучение их истории - не выдуманной, не националистической, а реальной, является важной задачей в осознании узбекским народом своего великого прошлого.

Hosted by uCoz