Кто построил Тадж Махал?

Так кто же строил Тадж Магал?

О, падишах, тебя уж нет больше.
Империя исчезла как сон, трон разбит в прах
Но твой мавзолей остается на месте.
Здесь, на пыльной земле, он хранит
Твою любовь, нежно завернутую в саван памяти.
Твоя любовь вписана в холодный камень
Прекрасным цветком из рубина. Она вечна.
Как вечны твои слова: "Никогда не забуду.
Тебя, моя любовь, никогда!"

Рабиндранат Тагор "Элегия Тадж Магал".

До сих пор нам было известно семь чудес света, которые были обозначены древнегреческими философами. Среди них были египетские пирамиды, александрийский маяк, висячие сады Семирамиды и другие. В течении более чем двух тысяч лет сохранялась эта иерархия чудес человеческого творения.

В этом году по решению ЮНЕСКО Тадж Магал также объявлен чудом света. Узбекскому народу это решение должно особую радость и гордость, т.а. возводилось это чудо волей, трудом и талантом его предков.

О его необыкновенной красоте написано так много, что все самые восторженные оценки, были повторением того, что уже пройдено.

Почти триста пятьдесять лет стоит этот мавзолей, не потеряв своей первоизданной красоты. Время благоговейно сохранило его, стихийные бедствия пощадили его, а воины во время войн становились стражами всего комплекса, стремясь не допустить ему ущерба.

Он расположен в 2 км от Агры, Столицы государства Бабура и его потомков, или "государства великих моголов", как оно названо в мировой литературе. Моголами называли жителей владений наследных Чагатая, третьего сына Чингисхана, расположенных к западу от Иссык Куля вплоть до каспийского моря. Их основу составляли тюркские племена- барласы, найманы, джалаиры, арлаты, аргуны, минги, мангиты, нукусы, карлуки и многие другие, которые впоследствии стали этнической основой узбекского народа.

Их называли моголами, а не монголами, подчеркивая историческую этническую разницу между ними. Их язык был чагатайским , близким к современному узбекскому. На нем говорили караханиды, являвшихся федерацией племен, в который входили тухси, чигили, карлуки и другие. Чагатайский язык был официальным языком их общения, он и стал затем общим для всех узбекских племен.

Тадж Магал представляет собой комплекс сооружений, в центре которого усыпальница пятого императора(падышаха) из династии потомков великого Бабура- Шах Джахан(1628-1657 гг.) и его жены Мумтадж Магал.

Он распахнулся на площади 100 гектаров и все сооружения связаны между собой единой логической системой и правильных математических и геометрических увязок. Венециансие архитекторы, посещавшие Тадж Магал в XVIII веке писали, что сам Архимед Сиракузийский не мог бы найти более правильного решения планировки комплекса.

Высота главного мавзолея составляет 75 метров. Он весь построен из белого мрамора и украшен изнутри мозаикой из драгоценных и полудрагоценных камней. Длина его цоколя составляет 90 метров, а высота 2 метра и все выложено белым мрамором.

Внутренние стены мавзолея и сами саркофаги инкрустированы драгоценными камнями. Инкрустация представляет цветы и суры из Корана. Приводятся 644 айята Корана из 24 сур. Сюда ушло 74 камня сапфира, 144 . рубина, 625 алмаза, 50 связок жемчуга и 97 топаза.

Искусственное ирригационные сооружения наполняют его водоемы кристально чистой родниковой водой, доставляемых из родников. В течении всех этих сотен лет день и ночь 85 фонтанов работали не останавливаясь ни на минуту . Все правители, в том числе и английские колонизаторы, тщательно заботились о водной ауре этого неповторимого сооружения.

Здесь царит вечная весна. Все цветет круглый год. Не успевает отцвести одни растения, как начинают цвести другие. Вся внутренняя площадь обсажена красивейшими декоративными деревьями, доставленные со всех уголков Индии. Если стоять у главных ворот и смотреть на усыпальницу, то в полнолуние луна восходит прямо над ее куполом и зависает над ним в течении нескольких минут. В эти мгновения все вокруг затихает и наступает торжественная тишина. Все приобретает неземной серебристо-лунный оттенок.

В коридорах, залах, минаретах, мечетях Тадж Магал царит дух неведомого для нас, другого мира. Это- Любовь! Счастливая и трагическая, неутолимая и непреодолимая, которая жила только в восточных сказках и легендах.

Сам Шах Джахан в своей элегии "Элегия Тадж Магал" писал:

В этом прекрасном мавзолее покоиться Тадж Магал,
Она спит во власти Аллаха вечным сном. Не будите ее
Она ушла туда по воле Аллаха.

Здесь воздух чист и прохладен
Подобно небесным садам он6 пропитан ароматом ладана
Нимфы рая чистят его каждое утро ресницами своих глаз
Оттого он так нежен и священен.

Мавзолей Тадж Магал имеет свою историю. Трагическую, но прекрасную.

Бабур

В 1526 году в Индию вторгается Бабур, бывший правитель Ферганы, потомок Тимура, ставший в 1511 году правителем Афганистана, куда он ушел после неудачного сражения с Шейбаниханом в 1511 году. Бабура влекла Индия с ее сказочной историей, сказочной природой, богатствами и перспективами расширения государства. 21 апреля 1526 года на равнине Панипат состоялась его решающая битва с правителем Дели султаном Ибрагимом. Советники Бабура, которому в тот год исполнилось едва 43 года советовали отступить и не ввязываться в битву. Силы были неравны. У султана было 100 тысяч воинов и 100 боевых слонов, которые наводили ужас на противника. У Бабура было всего 12 тысяч воинов. Но у него была артиллерия, 100 пушек, который подарил ему союзник иранский шах Исмаил. Артиллерия сыграла решающею роль и Бабур одержал победу.

Спустя полгода Бабур штурмом взял Дели и стал властелином Индии, первым императором династии. Оксфордская история Индии пишет о нем: "Он был самым блистательным азиатским государем своей эпохи и достоин самого высокого места среди государей всех времен и народов". Молва народная подтверждает эту оценку. Во время моего посещения гробницы Нурджахан в Лахоре мой гид говорил мне: "Сэр, до прихода Бабура Индия была живым трупом. Он вдохнул жизнь в мою страну и народ".
Эти слова соответствуют действительности. За три года правления(1527-1530гг.) он перевернул всю страну.

По его приказанию были вырыты колодцы, проложены каналы и арыки, сооружены резервуары для воды на случай засухи. На реках были установлены чигири(водяные колеса) для полива земли. Он использовал здесь все методы земельно-водных работ которые были широко использованы в Маверанахре с эпохи хорезмской цивилизации(III век до нашей эры) и о которых в Индии понятия не имели. Здесь главная надежда была на летние муссонные дожди.

При нем было начато сооружение садов Индии. Когда он пришел в Агру (200 км от Дели) его поразила необыкновенная жара и страшный ветер, которые иссушали землю. Не было садов и проточной воды, которые могли бы смягчить эту испепеляющую человеческую энергию и волю жару.

Бабур совершил революцию во всей средневековой строительной архитектуре. Живописный сад и обильное водоснабжение должны были стать основой новой схемы дворцовых комплексов и мечетей. Всякое сооружение должно было быть окружено садом с проточной водой. На возвышении сооружались каменные резервуары , которые никогда не ржавели и сохраняли свежесть воды, откуда вода поступала по каналам самотеком а сад, дворец, туалетные ванны и баню, которая являлась неотъемлемой частью принадлежностью дворцового комплекса.

Первый опыт сооружения такого комплекса в Агре дал прекрасные результаты, климат здесь полностью изменился, прекратились пыльные бури, температура круглый год была умеренной и Агра превратилась в прекрасный рукотворный оазис. В дальнейшем Агра стала постоянной резиденцией делийских властителей.

Сады планировались как чар-баг, т.к. имели правильную четырехугольную форму. Дворцы должны были по цвету, убранству и внешнему виду соответствовать цвету аллей из цветов и деревьев. По замыслу Бабура вся Индия должна была стать единым комплексов дворцов и садов.

Но ему было отпущено мало времени. В 530 году он умирает в возрасте 47 лет.

Его наследники продолжили строительство новой Индии, сооружая на ее территории красивейшие и добротные архитектурные здания и сады, которые стали мировыми историческими ценностями и находятся под покровительством ЮНЕСКО.

Один только внук Акбар(Джалалетдин), правивший с 1556 по 1605 годы т.е. 50 лет , построил свыше 500 зданий , каждый из которых представляет из себя уникальный ансамбль.

Он перенес столицу в Пенджаб, где было обилие воды(пять рек) . Новой столицей стал Лахор. Практически весь город стал его творением. Здесь были построены многоэтажные дома, на крышах которых устанавливались огромные каменные резервуары для воды, которые специальные команды водоносов наполняли ночью питьевой водой. Днем вода нагревалась до 45 градусов по Цельсию и жители имели постоянно горячею воду для бань. Весь город до сих пор выглядит сказочной миниатюрной игрушкой.

Индия стала той благодатной почвой , где культурные традиции тимуридов нашли свое новое продолжение.
Но пробил час династии Бабура . в Индии появились английские колонизатор, которые начали теснить империю. В 1709 году английская Ост-Индская компания приступила к энергичным действиям по завоеванию Индии. В этом году они завоевали Бомбей и Медрес. Резиденцией компании стала Калькутта и , как пишут китайские хроники, "Мандат Неба, отпущенный моголам в Индии был исчерпан".

В 1759 году погибает последний император династии, имевший сколько-нибудь реальную власть, Аламгир II .

14 сентября 1803 года английские войска под командованием Лэйка вступают в Дели. 17 октября была захвачена Агра. На 150 лет Индия превращается а английскую колонию.

Англия разграбила Индию, разрушила всю созидательную деятельность Бабура и его династии, забросила ирригационные сооружения, пришедшие в негодность, оставив после себя выжженную землю, опустошенные сады, нищету и голод.

Шах Джахан(1628-1657 гг.)

Период правления Бабура и его династии считается "золотой эпохой" в истории Индии. Оксфордская история Индии называет время правления пятого императора Шаха Джахана " высшей точкой" , "кульминационной" этой эпохи.

Он родился 15 января 1592 года, когда императором был еще дед Акбар. Его отец , Джахангир(1605-1627гг.) наследовал трон в 1605 году . Шах Джахану в тот год исполнилось 13 лет . при рождении ему дали имя Шахоб-эт-дин, Сокол религии, а при объявлении его наследником он получил титул Шах Джахан, т.е. правитель мира.

Он взошел на трон в 1628 году. Его правление проходило спокойно, без крупных войн и без иностранных интервентов. Индийские историки отмечают, что он был "великим строителем" , построившим большое количество дворцов, общественных зданий, мечетей, храмов. К его периоду относиться начало использование в Индии в строительных работах белого мрамора, огромные залежи которого были обнаружены в Раджастане. Он стал главным строительным материалом его творений.

Тадж Магал стал венцом этого блистательного периода строительного искусства в Индии. В нем воплотились лучшие традиции темуридской строительной культуры, тонкий вкус Бабура, изящество архитектурного искусства Маверанахра, которые нашли столь гениальное выражении Гур Эмир, Шерзод, Шахи Зинда. Плюс божественное вдохновение, рожденное любовью падишаха к жене Мумтадж Магал.
Тадж Магал говориться Оксфордской истории Индии стал "логистической кульминацией могольских традиций".

Франсуа Бернье, французский врач Шах Джахана, страдавшего аденомой простаты, написал книгу о своем пребывании при делийском дворе которое длилось почти десять лет(1659-1669 гг.) под названием "История последних политических переворотов в государстве великих моголов". Она была издана в Париже в 1670 году и выдержала до 1833 года 29 изданий на всех европейских языках(на русском опубликовано в 1935 году) . До сих пор она считается лучшим и наиболее достоверным источником по истории Индии периода правления императоров династии Бабура.

Сведения , приведенные в книге , представляет для нас большой интерес и до сих пор не потеряли своей актуальности . он отмечает.

1. Во дворе "великих моголов" господствовал культ личности Темура. К нему относились с благоволением и неизменно в пятничных намазах упоминали его имя. Его имя неизменно значилось как 2великий Тимур". Со своей стороны должен заметить, что индийской науке эта традиция до сих пор сохранилась . как и в Турции и в Иране.
2. Маверанахр называли Узбекистаном и это название с тех пор, т.е. со времени первой публикации книги в 1670 году стало официальным названием этой территории, которая впоследствии была разделена между Хивинским ханством(конграты), Бухарским эмиратом(мангиты) и Кокандским ханством(минги). И название Узбекистан появляется в мировой литературы именно с этого времени. В книге можно встретить такие заявление : "Даро оказался у самых ворот Узбекистана" или же "Аурангзаб мог получить помощь только из Узбекистана". В некоторых местах Ф. Бернье называет территорию Маверанахра Узбекией
3. Жителей Маверанахра он называет узбеками.

Между Узбекистаном и государством Бабура всегда существовали тесные связи- экономические, политические культурные.

Ф. Бернье пишет, что первыми поздравлять Аурангзаб с восшествием на престол в 1658 году прибыли послы Узбекистана. В книге говориться: Когда война закончилась, узбекские лидеры решили послать Аурангзабу послов. Он сражался в их стране, когда еще был наследным принцем; его послал Шах Джахан для командования вспомогательным отрядом, который у него попросил самаркандский хан против балхского хана".

Весь дворцовый дипломатический протокол напоминал прием Тимуром иностранных послов с "салямом" , "сарпа" и подношением подарков, так ярко и красочно описанных в книге послов короля Кастиллии, Клавихо. Послы привезли Аурангзабу караван фруктов- груши, яблоки, виноград, дыни. Ф Бернье замечает: "Эти сорта плодов, которые в Дели едят круглый год, поставляет главным образом Узбекистан". Из Узбекистана везли также сухие фрукты, миндаль фисташки, лесные орехи, сливы, абрикосы- все чем до сих пор богат Узбекистан.

У всех императоров династии Бабура были хронические болезни желудочно-кишечные и урологические. Они никак не могли привыкнуть к индийской кухне, индийским фруктам и предпочитали привозить многие продукты, фрукты и овощи из Узбекистана. Привозили их, пишет Ф Бернье, завернутыми в чистый хлопок, а дыни в свинцовых ящиках, где они могли храниться до апреля.

Ф Бернье также пишет: "индийские императоры получали ежегодно из Узбекистана 25 тысяч лошадей, " они поступали на службу в армию. Делийские императоры гордились своей кавалерией.

Когда Бабур уходил из Маверенахра , его не покидало чувство , что он является частицей этой страны и никогда это чувство его не покидало. Оно передавалось и его потомкам , которые считали своей истинной родиной Узбекистан. У них изщменился лишь чязык, но сохранились традиции, культура, вкусы, страсти.

Hosted by uCoz