Шейбаниды

Шейбаниды против тимуридов.

Г.Хидоятов: Шейбаниды против тимуридов. Война Алой и Белой Розы в Центральной Азии
02:54 31.12.2007
На конференции Министров иностранных дел стран ОБСЕ в ноябре этого года принят решение, что в 2010 г. Казахстан будет председательствовать в этой организации. Это означает, что в Вене, где находится ее постоянный комитет, представитель братского казахского народа будет руководить его работой. После 1999 г. , когда в Стамбуле состоялся саммит ОБСЕ, это важный показатель активизации роли тюркских народов в мировой политике.

Тюркские народы в настоящее время составляет 150 млн. человек населения земного шара. Это немногим меньше арабов, численность которых в мире доходит до 190 млн. человек. Шесть государств с тюркской этнической базой являются независимыми и представляют собой субъекты международных отношений.

Тюрки имеют богатейшую историю . Они сыграли огромную роль в судьбах человечества и внесли значительный вклад в сокровищницу общечеловеческий цивилизации. К сожалению , их история еще далеко не разработана. Огромный массив первоисточников, связанных с ней, не исследованы. Ее многие и важные страницы искажены и работы по их истории носят компилятивный характер.

Предлагаемый материал представляет собой одну из страниц истории тюрков в Центральной Азии, отраженной в конфликте между шейбанидами и тимуридами, представлявших две ветви узбекского народа. Во многом эта борьба за верховенство в регионе напоминает войну Алой и Белой розы, происходившую практически в одно и то же время, в XV в., за королевскую власть в Англии.

Думается материал поможет лучше разобраться в понимании формирования узбекского народа и утверждения его государственности.

Тюрки

Тюрки являются самым древним населением Центральной Азии, которые по словам Я. Бичурина искони населяли территорию региона. Они появились здесь и развивались здесь. Это их историческая родина.

Как известно , все мировые цивилизации возникали меж двух великих рек. Здесь создается особый ареал , создающий по словам Л.Н. Гумилева, пассионарность в биосфере, который прорывается в виде цивилизованно-культурных процессов. Так возникла китайская между Хуанхе и Янцзы, индийская между Индом и Гангом, ассирийская между Тигром и Ефратом, европейская между Рейном и Дунаем, Центральноазиатская, т.е. тюркская возникает между Амударьей и Сирдарьей.

В глубокой древности проживавшие здесь народы занимались животноводством (пастушеские племена) и сельским хозяйством. Академик Н. Вавилов считает, что уже тогда здесь производилось до 30 % современных злаковых растений.

У тюркских народов было развито ремесленничество. Производство железных изделий, гончарное производство, они делали одежду из овечьей шерстяной пряжи. Из Китая они получали шелковые изделия, в том числе и одежду.

Первыми в мире они приручили лошадь в домашнем хозяйстве. Лошадь стала основой их хозяйства. Она давала мясо, шерсть, кожу, стала основным транспортным средством, первым шагом к механизации сельского хозяйства. С лошадью связано и появление седла, стремян, узды, а также телеги с впряженной лошадью. Телега сделала тюрков мобильными и легко передвигающимися целыми племенами.

Лошадь привела и к изменениям в одежде. У тюрков появляются штаны вместо юбок, которые носили в других частях света. На лошадь в юбке , как известно, не сядешь и тюрки одевают штаны для удобства.

Формируется своя оригинальная тюркская культура. Распространяется общий тюркский язык, появляется чувство единой родины, которая называется, как и теперь . эль.

В домашнем хозяйстве используется котлы, ножи, ложки, вазы, кувшин, выделываются ковры из овечьей пряжи.

Впервые в мире у тюрков появляются музыкальные инструменты. Среди них выделялись струнные инструменты, предшественники современной скрипки.

Тюрки разделялись на оседлых, живших в поселках, ставших впоследствии городами, и кочевых , ведущих кочевой образ жизни. Значительное влияние на развитие тюркской культуры оказывала китайская культура, индийская, греко-бактрийская и античная.

В 3 в. до н.э. тюрки создают государственность, которая определила дальнейшее развитие. Первым государственным объединением тюрков стало государство Огузхана.

Народы создают государства, а государства формирует нации. Государство это высшая власть, которая регулирует законами интересы своих граждан. Граждане в такой же степени имеют обязанности по отношению к нему , как и обладают правами.

Базисом государства является политический строй с институтами и учреждениями, осуществляющими внутреннюю и внешнюю политику государства. В этом отношении государство Огузхана не отвечало требованиям государственности, которое в это время существовали в Древней Греции и Риме.

Его можно назвать несовершенным государством, где сама идея была скрыта за родоплеменными обычаями и традициями, также не было общих законов, прав или обязанностей граждан. Скорее оно напоминало конфедерацию племен, но уже с верховным правителем общепризнанным.

В этой конфедерации было 20 тюркских племен. Наиболее крупными и влиятельными из них были уйгуры, канглы, карлуки, кипчаки, текрины, киргизы, найманы, кераиты, конграты, баяуты и др. Самым многочисленными были джалаиры.

Огузхан правил с 214 года до н.э. до 176 г. до н.э. Около 200 г. до н.э. переносит свою резиденцию из Центральной Азии в Ферганской долине на территорию нынешней Монголиии и основывает здесь свое постоянное пребывание Каракорум(означающее Каракум- черные пески). С этих пор территория Монголии стала называться Туркестан. Здесь уже насчитывалось 24 тюркских племени. Например, иранский историк Хандамир называл Монголию Туркестаном, а ее историю определял как историю Туркестана.

Столица Каракорум стала впоследствии называться Урга, а уже в XX веке ее назвали Улан-Батор. Так тюрки заложили основу будущей столицы Монголии.

Жившие здесь племена различных народностей быстро отюречивались и принимали обычаи, традиции. Вся Монголия говорила на тюркском языке. Поражает сходство с современными узбекским языком . многие слова до сих пор имеют вхождение и сохраняют прежнее значение. К примеру летние стойбище называли яйлок, зимовали в киш-лок(т.е. зимнее место жительство, ныне означающее село) Племя- кабила, стрелок . мерген, кибитка- ханэ, домашний раб- ханадан банда, род- уруг, место жительство- макан, прозвище- лакаб, термин- истлах, войска- лашкар, жена-хотун, степень- мартаба, стремя- жилав, царство- мульк.

Спустя почти 2,5 тыс лет узбекский народ говорит почти на том же языке. Более того, за это время мы потеряли много слов и оборотов, которые могли бы обогатить современный узбекский язык. Например, в древне-тюркском языке было слово жамолсиз- некрасивая, в современном узбекском языке его уже нет, Куда оно делось? Или слово "васик"- благоухание, идья- знание, мудрость, виякрит- предсказание, мудрость и много других слов. Они звучат гораздо красивее арабских или персидских слов.

Огузхан вел постоянные и затяжные войны против своих родственников, которые объединились против него, не желая его единовластия. Он победил и в его владении оказалась огромная территория от Таласа до Бухары и северо-восточная часть нынешнего Ирана- Хорасан. Рашид-ад-дин, великий арабский историк XIV века пишет, что некоторые его дядья, братья и племянники, которые враждовали с ним, ушли на восток.

На восток двинулся огромный поток повозок, на которых размещались юрты, ставшие на долгие месяцы кочевым домом переселенцев. Лошади и верблюды стали незаменимым транспортным средством, сделавшим племена мобильными, легко преодолевавшими большие расстояния.

От мигрантов отделялись целые роды, которые не желали покидать родные места и остались с Огузханом. Он стал называть их уйгурами , означавшим присоединиться. Кроме того, с ним остались также, такие сильные племенные объединяя как канлы, кипчак, калач и агач-ари. Они были главной опорой его государства.

Почти триста лет продолжалось великое переселение. Они не задерживались в пути. Новые земли были непригодны для существования. Пустыня Такла-Макан, Гоби, безводные и пустынные, горы Тяньшань оказались негостеприимными и тюркские племена стремились скорее преодолеть их. Почти три тысячи километров приходилось преодолеть им, чтобы достигнуть "земли обетованной" - Монголии в нынешних границах.

Территория Монголии оказалась для тюркских племен идеальным местом проживания. Здесь протекали многоводные реки- Енисей, Иртыш, Орхон, Керулен, Селенга. Они создавали условия для жизнедеятельности огромного населения. Здесь были прекрасные пастбища для скота. Трава вырастала в рост человека, в степях и лесах водилось много дичи, реки были полны рыбы. Скот размножался быстро. Земли было достаточно и быстро плодились и размножались племена.

Наряду со старыми возникают новые племена, которые отделяясь находили подходящие территории, селились здесь, осваивая новые места проживания. В Монголии возникнет такие новые племенные объединения как найманы, джалаиры, барласы, кераиты, унгуты, нокузы и др. Всего ко времени утверждения Чингисхана как, властелина, здесь насчитывалось уже 24 тюркских племени..

Монголия стала называться Туркестаном. Во всех источниках вплоть до начала ХХ века за Монголией закрепляется название Туркестан. Здесь шло формирование новой общности племен- тюркских , которых объединял единый язык, традиции, образ жизни, религия, в которой появляется единобожие.

Бога тюрки называли Тангри, он был подобно Аллаху. До сих пор в узбекском языке тангри звучит как всемогущий.

Жили тюрки значительными массивами вдоль рек. Общались между собой на общем тюркском языке, с некоторыми диалектическими вариантами, на общепонятной основе. В некотором отношении их язык был близок к современному уйгурскому языку.

Постепенно они расселялись в Сибири и Алтае. Известный немецкий тюрколог В. Радлов, свершивший путешествие в Сибирь в 1860 г., пишет, что язык алтайцев "чисто тюркский диалект", хотя и имелись заимствования из монгольского языка. То же самое было и в Сибири до Урала . Жителей территорий к востоку от Иртыша он называет "ташкентцами".

По видимому это и дало основание некоторым советским тюркологам ошибочно предполагать о "алтайском" происхождении тюркских народов.

В Сибири Радлов собрал стихи , различные литературные произведения, пословицы, поговорки, которые и сегодня узбеки могут понять. Вот одна пословица:

Тон ичинда ар юрар ким билар?
Токкум алдында ат юрар аны ким билар?

В шубе ходит человек и никто его не знает
Под чепраком ходит конь и никто не знает.

(В.В. Радлов Из Сибири М. 1989г. стр.135)

На современном узбекском языке пословица звучала бы так:

Тон ичида эр юрар, уни ким билар?
Оккум тагида от юрар, уни ким билар?

Монголы были одними из тюркских народов. Рашид- ад . дин, этот великий тюрколог средних веков, работа которого пользуется как самый авторитетный источник по истории тюркских народов, пишет, что начало происхождения монголов пошло от двух человек, которые отделились от своего племени и ушли на реку Аргун, которая при слиянии с Шилкой образует Амур. От этих двух и начинается монгольское племя. Слово монгол стало именем их рода, а потому название переходило к тем, кто им подчинялся. "Таким образом заключает Рашид-ад-дин монголы представляют категорию тюрков".

Три племени происходили от одной матери- Алан-Гоа: Букун-Катаки, Салжуктаи и Бодончары. Букун-Катаки впоследствии преобразовались в племя караитов, салжуктаи в конгратов, а бодончары в киятов. Все эти племена носили название нирун, подчеркивая тем самым на свое происхождение от Алан-Гоа. Эти племена , отмечает Рашид-ад-дин "пользуются полнейшим уважение среди тюрко-монгольских племен, словно крупная жемчужина из раковин и лучший плод от дерева (Рашид-ад-дин Сборник летописей, т.1 кни. 1 стр. 15). Всех остальных называли дарлекин. Эти три племени заняли ведущее положение среди тюркских племен и представлялись как бы аристократами, господствующими племенами.

История кераитов мало известна. Абул-Гази утверждает ,что они постоянно враждовали с другими тюркскими племенами. Одному из потомков было имя Тогрул, а китайские императоры называли его Унг, означавшее "царь государства". Унг воевал постоянно с Чингисханом, пишет Абдул-Гази.

Два других племени не враждовали , но и особых связей у них не было, но впоследствии стали союзниками в борьбе за власть в монгольском государстве.

Прародителем конгратов считается Джарлук-мерган(овражный стрелок), но самым популярным в племени считался род Салжуктая, который и возглавлял племя. "Из этих конгратов вышло много эмиров и знатных", отмечает Рашид-ад-дин, Занимали они территорию вдоль Великой китайской стены.

Из рода киятов возвысился дом Есугай-бахадура. Киятов еще называли кият-бурчигин, означавшее- синеокие. Рассказывает, что бурчигин было прозвище и Есугая, в переводе большие синие глаза. Шахло, как еще говорили о нем найманы, шухля по арабски.

Чингисхан

Монголы становятся историческим народом лишь со времени их великого завоевателя Чингисхана. О ранней истории монголов можно с достоверностью сказать только то, что они составляли одно из племен в ряду других, кочевавших к северу от пустыни Гоби. Вне родины монголов их племя не было известно до Х века

Есугай, если не положил начало преобладанию своего племени, но все таки возвысил его. Численность его поданных достигала всего 40 тысяч шатров, но это был тот фундамент, на котором его сын, Темучин, построил мировую империю.

У него было пятеро сыновей, старшего звали Темучин(т.е. кузнец). Абдул Гази пишет, что все они были бледнолицыми и кареглазыми. Следовательно, с антропологической точки зрения дом Есугая не был монголоидным, монголоиды относиться к желтой расе и имеют желтый цвет кожи. И цвет глаз иной. Мать Темучина, т.е. старшую жену Есугая звали Оулан-Фуджин. Рашид-ад-дин пишет: "Вообще она была хатун, но поскольку его племя жило поблизости от Китая использовали китайские термины и названия. Она была из племени найманов, поэтому должна была называться "хатун", т.е. старшая жена.

Чингисхану исполнилось всего 13 лет, когда умер его отец. Все его родственники отвернулись от него и начали искать пути его уничтожения. Его спасли найманы, которые укрыли его в тяжкую пору детства. Его поддержали также конграты. Когда Чингисхан потерпел поражение в битве с кераитами, он бежал к конгратам, которые стали его союзниками. В знак благодарности в 1201 году Чингисхан выдал за предводителя конгратов Салжуктая свою дочь. Салжуктай, вождь конгратов, теперь стал Салжуктай Гураган, т.е. зять дома Чингиса. На всех собраниях или приемах Чингисхана представители племени конгратов сидели выше всех и даже выше сыновей Чингисхана.

Найманы, конграты и кияты стали главной опорой Чингиса в борьбе за власть над всеми тюркскими племенами в Монголии. Главным препятствием были тюркские племена под названием татары. Их было шесть и каждое из них имело свое войско. Они отличались воинственным характером и драчливостью и Рашид-ад-дин пишет, что "в их природе преобладали ненависть, гнев и зависть". Это подчеркивают и другие исследователи.

После ожесточенных сражений, когда чаша весов склонялась и в ту и в другую сторону объединенные силы найманов, конгратов и кераитов одержали вверх и заставили татар покориться. Татары присоединились к юрте Чингисхана и с тех пор все объединение племен под главенством Чингиса стало называться татаро-монголами.

Монголы возвысились и теперь многие тюркские племена стали называть себя монголами, чтобы продемонстрировать свою преданность и родство с ними. Рашид-ад-дин пишет: " Их теперешние потомки воображают, что они уже издревле относятся к имени монголов и именуются этим именем, а это было не так, ибо в древности монголы были лишь одним из племен во всей совокупности тюркских степных племен"( Рашид-ад-дин указ. Соч. , т1, кн. 1 , стр. 15.)

Это обычная история , когда ведущая господствующая племя становиться и титульным объединением, по имени которого получают название не только народы, где объединены и другие народы, но и целые страны. Так , Франция называлась Галлией, когда галлы составляли меньше половины населении, и стала называться Францией, когда одержали вверх франки, которые составляли ничтожное меньшинство населения.

В Англии местное коренное население составляли кельты, а когда верх одержали англы, пришедшие из Скандинавии, вся страна стала называться Англией. То же самое можно сказать про Германию.

В Монголии произошло та же эволюция. Племя , называвшее себя монголами, оказавшись в роли господствующего , дает также название и другим племенам, которые стали называться монголами или тюрко-монголами, хотя все они по сути были тюрками.

Эволюция произошла с антропологическими данными. С течением времени тюркские народы в Монголии перемешивались с китайцами и манчжурами и менялся таким путем физический тип тюрко-монголов. Постепенно они приобретали нынешний монголоидный вид. Правда не все.

Несмотря на приобретение нового физического типа Монголия все еще называлась Туркестаном, а население считалось тюрками. Язык сохранился прежним. Сохранились традиции и обычаи, сформировавшиеся еще при Огузхане. В 1206 г., когда Чингиса провозглашали ханом всех племен, инаугурация происходила точно так как это происходило у Огузхана. Его подняли на белом войлочном ковре представители четырех верных ему племен- конграты, кияты, найманы и барласы, т.е. четыре тюркских племени. Принятые Чингисхано законы- яса- были точным повторением законов Огузхана.

Было лишь небольшое отступление в титуле, Огузхан был просто ханом, а Чингисхан был хаканом(каганом), т.е. ханом всех ханов, претендую на мировое господство. Считалось, что в мире ханов много, а монгольский хан должен быть их владыкой.

Так, название одной небольшой этнической группы перенеслось как титульное название целого народа и страны.

Чингисхан говорил только на тюркском языке. Рассказывают, что у него было 500 жен, но главным были лишь пять, представляющие различные тюркские племена. Старшей была Бортэ-Фуджин (китайское имя взятое из китайских источников), дочь Дай-найона, вождя племени конграт. Она была самой почтенной из жен хакана, матерью четырех старших сыновей- наследников и пяти дочерей.

При разделе империи Чингисхан отдельно выделил для конгратов самый богатый, развитый и культурный край улуса Чагатая- Хорезм. Впоследствии конграты, которые создали Хивинское ханство и правили здесь 600 лет, стали одной из основ узбекской нации.

При дворе хакана, в его знаменитой белой юрте сохранялись традиции конгратов. Одной из таких традиций было передавать ему все вести в стихотворной форме. Для этого назначался специальный визир-джирчи, который сочинял такие сообщения. Сохранился интересный диалог между Чингисханом и буюк-джирчи из племени конгратов, который должен сообщить ему горестную весть о смерти его старшего сына Джочи.

Буюк джирчи:

Тенгиз баштын булганды, Ким тондурур, а ханим?
Терек тубдын жигилды, Ким тургузур, а ханим?

Помутнело сине море, кто же, хан, его очистит?
Повалился милый тополь, кто же, хан , его поднимет?

Чингисхан:
Тенгиз баштын булганса, тондурур олум Джочи дур.
Терек тубдин жигилса , тургузур олум Джочи дур.

Если море помутнело, сын Джочи его очистит.
Если тополь повалился , сын Джочи его поднимет.

Увидев на глазах джирчи слезы, Чингисхан спрашивает:

Козинг еши чокуртур, конглинг толди болгайми?
Жиринг конгуль окуртур, Джочи олди болгайми?

На глазах видна слеза да спокойно ль душа твоя?
Стих твой сердце рвет на части , разве умер сын Джочи?
(переводы автора)

Для уйгура понятны все слова, в современном узбекском языке нет только двух слов чокуртур и окуртур. Остальное все узбекские слова.

Следует только добавить, что у всех сыновей Чингисхана тюркский был родным языком, все были женаты на принцессах из тюркских племен, главным образом, меркитов, кераитов, найманов, аргунов и джалаиров.

Государство Чингисхана было тюрко-монгольским государством. Внешность была монгольской, содержание был тюркским. Как и сам Чингисхан, тюрок по происхождению, монгол по названию.

Говорит Рашид-ад-дин: правило божественного закона заключается в следующем: когда с течением времени законы, управляющие делами человеческими, постепенно теряют свою силу в результате непрерывных следований друг за другом и смены дней и ночей, и положения государства и народов нарушается и колеблется, то ради уничтожения этого изъяна и устранения этого промаха появляется некий обладатель счастливого созвездия, великолепный и ярый, отмеченный небесным вспоможением и удостоенный почетным халатом того чьи веления обязательны. Этот человек проявит в подготовке того здания и укрепления тех строений предельное старание и чрезвычайную энергию, он очистит ристалище государства , ставшее было ристалищем гибельных действий, от нечистот и грязи злодеев и порожденный дьявола и ссадит ударами меча стального с лика своего пыль смуты и мятежа всех негодяев и подлых людей(Рашид-ад-дин, т.1,кн.1,стр.60)

Великие исторические личности представлялись как веление божие, как личности, которая должна совершенствовать жизнь, подавить смуту и обеспечить мир и покой для страны.

Чингисхан несомненно принадлежал к разряду великих исторических личностей, которые должны были изменить историю. Это был ницшеанский супермен, который получал право от всевышного распоряжаться судьбами народов по своему усмотрению. Его место в ряду таких гениальных личностей, как Александр Македонский, Тимур, Наполеон. Его величайшей заслугой является возведение тюркских народов на вершину истории и превращение их в важный фактор мировой политики. В нем сочеталась великий полководец, выдающийся государственный деятель и Конфуций.

Он добился своей победы в длительной борьбе, тонких дипломатических маневрах, политических интригах. Став ханом он решил создать новую степную государственность, которая нигде в мире еще не формировалось. Объединить всю степную рать, с их сепаратизмом и вольницей было сложным делом. Необходимо было провести военно-административную реформу, утвердить законы и законность. Он говорил: "Империя была завоевана верхом на коне, но управлять ею с седла невозможно".

Он привлек к себе на службу грамотных и образованных людей, по меркам той эпохи, которые должны были создать государственный аппарат, налоговую систему, разработать законы и научить его сыновей управлять государством. По их совету он принял за основу своей ясы, свода законов, систему законов, принятых при Огузхане.

У него было три главных советника- Тат-тюп - уйгур, Махмуд Ялавач- из Хорезма и Ялу Чжин-цзей из китаизированного тюркского племени Хтай, обучавшийся разным наукам в Китае. Он хорошо знал китайский язык и отвечал за дипломатические и экономические отношения с Китаем.

Первый был учителем его сыновей, научившим их уйгурской письменности и истории тюркских народов, второй учил их политическим наукам, как бы мы сейчас сказали был политолог, и экономике. Третий обучал их китайской грамоте , китайской истории и различным китайским наукам.

Сыновей Чингисхан назначил на разные государственные должности, чтобы они набрались опыта. Старший Джочи управлял делами двора, т.е. был государственным управляющим делами с полномочиями премьер-министра. Чагатай, второй сын, был главным судьей; Угедей управлял финансами, а Тулуй управлял военными делами. Легендарный Субудай-бахадур являлся как бы их наставником в военном деле. Чтобы не забывали о своей главной профессии.

Каждой великое государство стремится создать справедливую судебную систему, которая могла бы сохранять при строгом соблюдении законов и законности, мир и стабильность в стране. Чингисхан придавал судебной системе особенное значение. Он назначил главным судьей своего государства Кутуку-нойона, пользовавшегося большим уважением у тюркских племен за уравновешенность характера, бескорыстие и принципиальность. Он единолично решал все тяжбы и за все время его судейства никто никогда не посмел выразить недовольство его решением.

Он неоднократно повторял: "Не нужно, чтобы признавались из-за страха или испуга". Он говорил виновному "Не бойся, говори правду". Такое обращение действовало обескураживающее на преступника и он признавался, боясь лишиться такого доброго и бескорыстного отношения.

Он заложил основы тюркско-монгольского правопорядка. И все последующие правители, как в самой Монголии, так и в последующих государствах, где правили чингизиды, придерживались того легитимного порядка, который заложил Кутуку-нойон. Рашид-ад-дин пишет: "Из прений судей известно, что с той эпохи, вплоть до настоящего времени как в Могулистане, так и в тех пределах, кои зависят т нее , в основу судебных решений кладут правило его манер и способов его решений дела".

Из исторических хрестоматий известно, какую жестокость проявлял Чингисхан к своим противникам. Она проявлялась как патология, иногда казалась бессмысленной.

Его жестокость во многом как бы показывала обоснованность суждений Ф. Ницше относительно бремени великих суперменов, которые в силу своей исторической миссии или божественного предначертания могли уничтожить целые народы, превращать в руины цветущие города, беспощадно расправляться над непокорными. Массы по бредовым идеям Ф. Ницше представляли собой карликов, которые копошатся у ног великих гигантов и которые могли без всякого щемящего чувства жалости давить их миллионами.

В средние века жестокость считалась обыденной нормой, оценивалось как достоинство правителя, а гуманизм проявлением слабости. Но жестокость восточных тиранов часто преувеличивалась их летописцами или ими самими, как средство борьбы против мятежей и смут. Считалось, что угроза расправы, жестокости действовали гораздо более самого осуществления ее. Поэтому они зачастую сами преувеличивали слухи о своих диких наказаниях, расправах над непокорными , вызывая трепет и оцепенения у своих врагов.

В средние века правители и правящие классы мало задумывались о таких понятиях как жалость, снисхождение, гуманизм, сострадание. Вспомним Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 года, когда в Париже в одну ночь было убито 3 тысяча гугенотов. Вспомним преступления инквизиции, кода пытками заставляли признаваться в еретических взглядах и затем сжигали на кострах! Вспомним как расправились англичане с Жанной д.Арк! Вспомним войну Алой и Белой розы в Англии (1455-1485 гг.), в которой Ланкастеры и Йорки уничтожали друг-друга , не щадя грудных детей, беременных женщин, убивая все живое у противника. За власть , за корону.

Чингисхан любил говорить: "Величайшее наслаждение и удовольствие для мужа состоит в том , чтобы подавить и уничтожить восставшего врага и победить его, вырвать его с корнем и захватить все, что тот имеет"(Рашид-ад-дин там же, кн. 1, ч.1, чтр.263)

Жесток ость Чингисхана была патологией в его психике. Она была чем-то вроде государственной идеологией империи Чингисхана. Даже племена, отличавшиеся миролюбием и терпимостью к врагам, вступив под его знамена становились жестокими варварами. Чингисхан учил своих военначальников , что народы должны трепетать при одном имени монгол и страх должен был подавлять даже мысль о сопротивлении. Чем сильнее сопротивление тем страшнее наказание- таков был главный принцип политической доктрины хакана.

Но было бы неправильным в беспощадной расправе над целыми народами, городами видеть бесцельное и бессмысленное уничтожение или, выражаясь современным языком, геноцид , направленный на уничтожение всего живого в поисках жизненного пространства для своих племен. Нет, целью этого неслыханного разбоя и массового уничтожения народов был грабеж их имущества, сего того, что веками они накапливали своим трудом.

Чингисхан ввел в ясу положение о тотальном истребительном методе ведения войны, с представлением победителю семейства и имущества побежденного врага, а врагами считались все народы, которые решались стать поперек их дороги. В связи с этим истребление людей считалось в империи Чингисхана делом доблести и мужества, а бахадуры, командующие тюменями считали своей задачей- убивать как можно больше врагов и разрушать все, что можно разрушить и разграбить.

В Монголии грабить было нечего. Первой жертвой стал Китай и в 1215 году его войска вступили в Пекин.

Покорители Китая не стали отдыхать и приступили к подготовке нового похода. Теперь уже в Центральную Азию, где по слухам , улицы в городах были покрыты коврами , в степях блуждали верблюды с золотыми погремушками.

Осенью 1219 года Чингисхан вторгается в Центральную Азию. В монгольской армии насчитывалось 60 тюменей, т.е. 600 тысяч воинов. Четырьмя колоннами он вторгается в регион. Осаду Отрара он поручил Угедею и Чагатаю. Джучи и Тулуй был направлен на Хорезм, сам же Чингисхан направился на Бухару. Небольшой отряд двинулся в Ходжент.

Все города Центральной Азии были разграблены. Арабский историк Джувейни так подводит итог монгольского нашествия на Туркестан: "Они пришли, они сожгли, они убили, они разграбили, и они ушли". Цветущие города лежали в руинах. Он пишет: "Гургандж стал обиталищем шакала и здесь поселились сова и коршун".

Местное население не дрогнуло и не оцепенело от страха. Повсюду Чингисхан встретил упорное сопротивление . Никто не хотел умирать, но никто и не хотел жить в рабстве. Таковы были тюркские народы.

7 февраля 1220 года Чингисхан осадил "купол ислама", "город мира" , "мать городов мусульман"- Бухару. Город сопротивлялся трое суток, а затем 12 суток жители продолжали борьбу в цитадели. Все имущества горожан было разграблено, женщин поделили между монгольскими воинами., а мужчин погнали в качестве живого шита для штурма Самарканда. После этого Бухару сожгли дотла, все здесь было уничтожено, и еще долгие годы путник забредший сюда, находил на месте "купола ислама" груду развалин.

Чингисхан разграбил и разрушил Центральную Азию, но не покорил ее. С небольшим отрядом этнических монголов он ушел в Монголию в 1222 году. Тюркские племена остались здесь. Их было 42, они расселились по районам указанным Чингисханом.

В огромном скопище тюркских племен, оставшихся от империи Огузхана, монголы стали небольшим, но ведущим этносом, взявшим на себя объединение всех племен Монголии в одном государственном объединении, называемом империей степей или степной империей. Называйте, как хотите.

Чингисхан был монголом, объединившим все тюркские племена в единый союз и преодолев межэтническую рознь, создать единое государственное формирование. Он создал империю, в которой тюрки и монголы были объединены единой идеей общей государственности.

При нем была утверждена железная дисциплина от Китая до Черного моря и подавлены бесконечные племенные войны. Он обеспечил безопасность караванных дорог и, как писал, Абулгази , можно было проехать от восхода до заката солнце с золотой тарелкой на голове и никто не рискнул бы ее отобрать.

Гога Хидоятов-узбекский историк
Ташкент 30 декабря 2007 года

Hosted by uCoz