МАХАЛЛЯ «ТАШКЕНТ» В АМЕРИКАНСКОМ ШТАТЕ ЮТА
Э.Оллворт Современные узбеки Часть 1 Э.Оллворт «Современные узбеки» Часть 2

Бывают события, которые запоминаются на всю жизнь. Одно из таких мне пришлось пережить в мае 1984г. в американском штате Юта, известном своими соляными копями, урановыми рудниками, ракетными полигонами, баскетбольной командой Юта-Джаз и коренным населением мормонами, исповедующими свою оригинальную веру похожую на что-то среднее между иудаизмом и христианством.

Это христианская секта, стремящаяся сохранить первичные христианские традиции, фанатичную преданность христианской церкви с патриархальными обычаями, аскетизмом в быту и миссионерством. Они не употребляют алкоголь, не курят, не пьют кофе или чай, но по воскресеньям все население штата с утра в церкви, где усердно молятся богу и просят у него прощения.

По вечерам вся семья обязательно собирается на ужин, где глава семьи читает молитву и благодарит бога за дарованный день.

В 1848г. община мормонов во главе с Дж. Смитом основала на территории нынешнего штата свою колонию и начали строить город Солт Лэйк Сити(Город Соляного озера). Само название штата происходит от местного индейского племени Юта, означавшее «население гор». Юта была признана штатом в 1890г. До 1894г. здесь официально разрешалось многоженство, запрещенное в 1890г. церковью.

В штате есть свой университет, считающийся одним из самых крупных в США – Бригхэмянгский университет, названный так по имени его основателя священника
Бригхэм Янга. Он расположен в г. Прово, насчитывающем около 100 тыс. жителей. Руководство университета и вся профессура назначается мормонским попечительским советом. Финансируется также мормонами из частных фондов.

В 1925г. в университете впервые в мире (так говорят в университете) был создан телевизионный аппарат и произведена телевизионная передача. Через тринадцать лет, в 1938г. уже все атлантическое побережье страны было охвачено сетью коммерческих телевизионных станций началось серийное производство телевизоров.

Университет имеет одну из богатейших библиотек в США с большой коллекций книг по истории, культуре и литературе Центральной Азии.

В 1984г., когда я работал в Колумбийском университете, я получил приглашение из Бригхэмянгского университета для работы в библиотеке и проведения консультаций.

Когда я сказал об этом своему руководителю, директору Центра исследований Центральной Азии, профессору Э.Оллворту, что собираюсь в Юту, он рассмеялся: Ну –ну, поезжайте, надеюсь вы не разочаруетесь в Америке» Я знал, что американцы относятся к мормонам с большой иронией и поэтому замечание Э.Оллворта меня не удивило.

Все американские коллеги смеялись над моим предстоящим путешествием. «Самый веселый штат в Америке, говорили они, все как в Лас-Вегасе с точностью до наоборот».
Счастливо провести время – шутили они.

Приглашение было инициировано профессором Давидом Монтгомери, известным специалистом по узбекской литературе. В 1975г. он защитил докторскую диссертацию, посвященную творчеству Хамида Алимджана. В 1978-1979гг. он работал в Ташкенте, собирая материал для монографии, связанную с поэтессой Зульфией. Я был его руководителем. Проживали они вместе с женой Джин, дочерью американского посла в ЮАР, в махалле рядом с табачной фабрикой. Жизнь в махалле им понравилась, во многом она походила на их образ жизни – скромная, простая, общительная, добрая, сплоченная.

В Ташкенте Джин забеременела и по возвращению в Америку родила сына. Пятого по счету. Он сообщил мне об этом по телефону. Мы назвали его узбекским именем Шербута, т.е. Сын Льва, а по-английски – Эмери.

Мой самолет прибыл в Солт Лэйк Сити ночью, а до Прово все 50 км. Меня поместили в очень уютном мотеле, тихом и спокойном, как и весь сам город. В мотеле меня ждал сюрприз, конверт с письмом и обратным адресом. В письме говорилось: «Дорогой профессор Г.Хидоятов, правление махалли Ташкент приглашает Вас на гап, который состоится 14 мая 1984г. во дворе дома профессора Д.Монтгомери».

На воротах махалли была надпись; «Добро пожаловать в нашу махаллю м-р Хидоятов»
Все прошло как у нас. На первое была мастава с самсой, на второе – шашлык. Смех, веселье, танцы, музыка, шутки продолжались до глубокой ночи. Как у вас в Ташкенте - всё время говорил Давид Монтгомери.

У махалли Ташкент в Прово свои правила этики. Живут как одна семья. Джин рожала Шербуту дома. Как только родился сын, на большом окне дома появилась надпись: пятый сын – Шербута(Эмери). Вся махалля была перед домом и встретила объявление овацией. Вот такая она махалля Ташкент.

Но ждал меня ещё один сюрприз. Первого июня было торжественное собрание университета, посвященное вручению дипломов об окончании университета. Баскетбольный зал университета, вмещающем свыше 14 тыс. человек был полон. С выпускниками были их родители, родственники, друзья.

Дипломы вручал сам ректор университета. Он был молод, всего 40 лет. Крупный ученый в области геологии. Знаменитый спортсмен. В свое время был чемпионом США в беге на 400м, с барьерами.

После вручения дипломов он объявил: «У нас сегодня присутствует гость из Ташкента. Вы все знаете, что у нас установились деловые научные связи с этим знаменитым городом. Профессор Монтгомери изучает литературу узбекского народа. Два года назад он провел незабываемые дни в этом городе. Я прошу профессора Хидоятова сказать несколько слов о своем народе, его истории, современной жизни и культуре.»

Меня встретили овацией. Несколько минут я не мог говорить. Зрелище было потрясающим..14 тысяч человек, заполнивших зал, стоя приветствовали меня. Минут за
десять я рассказал о нашем народе, его древней истории и культурной жизни.

Ректор попросил меня сказать что-либо на узбекском языке. Я прочитал стихи Хамида
Алимджана, посвященные родине. Я не успел закончить, как на сцену выскочил Д.Монтгомери и сказал, что прочитанные мной стихи, являются началом пятой главы
поэмы Хамида Алимджана «Зайнаб и Омон» и сам продолжил стихи на узбекском
языке.

Огромное удовольствие и удовлетворение я получил от работы в библиотеке университета. Её фонды представляют уникальную коллекцию книг и рукописей по истории тюркских народов и Центральной Азии. В частности, здесь имеется редкое издание книги арабского средневекового историка Рашид-ад-дина «Книга летописей», представляющая историю тюркских племен с древнейших времен.

До сих пор с большой теплотой вспоминаю Юту и мормонов, этот добрый и простой
народ со своими причудами и гордым достоинством.

По возвращению в Нью-Йорк я рассказал Э. Оллворту о своих впечатлениях и подсказал
ему одну идею.

Мои гостеприимные хозяева в Юте организовали мне поездку в штат Колорадо, где в скальных породах обнаружено кладбище динозавров с хорошо сохранившимися останками этих доисторических животных. Попутно я посетил несколько индейских резерваций. Меня поразило удивительное сходство индейцев с тюрками. Физически они похожи на хорезмских узбеков, правда, с более темным цветом кожи. Их обычаи и традиции во многом напоминают наши – гостеприимство, угощать гостя, дарить ему подарки, спрашивать о здоровье и родных, почитать старших, уважать соседей.

В одном из домов я увидел вещь, которая меня заинтересовала особо. Это был небольшой коврик с двумя буквами АЗ(AZ).Он хранился как икона, как святыня, на самом видном месте дома. На мой вопрос о значении этих букв хозяин ответил, что его племя является осколком древнего народа ацтеков, проживавшего когда-то на огромной территории, включавшей Мексику, Техас и Колорадо. АЗ инициалы названия народа, а полное название – Ак Зилон. Что же это означает в переводе? Белый Змей – ответил он
(White Snake).Я подумал – если убрать во втором слове первую букву, то получится Ак Илон, т.е.Белый Змей на узбекском языке.

Я сказал об этом Э.Оллворту. Он подтвердил мою мысль, добавив, что существует гипотеза, по которой в древности американский и азиатские континенты были соединены перешейком там, где сейчас проходит Берингов пролив, по которому могли пройти народы с азиатского континента на американский. Вода прорвалась здесь лишь в первом тысячелетии до н.э. Да и сам пролив легко перейти зимой по льду, а летом переплыть на обычной лодке. Его ширина 80 км, а глубина всего – 30 м. Так что по этой гипотезе вполне возможно, что индейцы являются потомками древних тюркских племен. Более того, на территории Америки не обнаружено следов древних общин, следов поселений или древних культур. Между гибелью динозавров и появлением признаков людей на территории Америки сотни миллионов лет.

Э. Оллворт являлся признанным специалистом в области тюркологии. До его
назначения на эту должность в течение 20 лет работал в ЦРУ резидентом в Турции. Он хорошо знал тюркские языки и глубоко разбирался в истории, литературе и культуре узбекского народа.

Стэндфордский университет заказал ему монографию «Современные узбеки», над которой он в то время работал.


Он неоднократно посещал Узбекистан, объездил области и собрал для своей
монографии уникальный материал, которому мог бы позавидовать любой узбекский ученый тюрколог. У него сложились обширные связи с узбекской интеллигенцией. В каждом новом знакомом он находил какую-нибудь новую идею или мысль. С большим уважением он говорил о литературоведе Матьякуб Кошчанове, писателе Адыл Якубове. Это уровень современной мировой культуры – говорил он о них.

В 1990г. Стэндфордский университет опубликовал его монографию «Современные узбеки. Культурная история с Х1Ув. до настоящего времени» (E.Allworth The Modern Usbeks. From Fourteenth Century to the Present. A Cultural History. Hoover Institute,Stanford University.1990.)

Э.Оллворт охарактеризовал свою монографию как «культурную историю» с Х1Ув.,т.е.с появления этнонима «узбек»,но в ней дана и содержательная история нашего народа и более раннего периода. Он, конечно, прислал её мне. Я прочитал её и она показалась настолько интересной, что решил её перевести. В ней было много нового для нашего читателя, да и общественности думается было бы интересно мнение американского ученого такого ранга о историческом пути нашего народа. Все-таки не всеми же народами интересуются в Америке.

Издательство «Шарк» согласилось опубликовать её при условии получения от издательства Стэндфордского университета согласия на её издание. Я собирался в командировку в США в ноябре 1990г.в Вашингтонский университет в г.Сиэттле и рассчитывал съездить в Сан-Франциско, где располагается Стэнфордский университет за разрешением. Меня ждало разочарование. В издательстве мне заявили, что я должен заплатить 500 долларов за согласие на публикацию, а об остальном договоримся, когда будем подписывать договор, заявили мне. Я ужаснулся – 500 долларов для нас в то время была немыслимой суммой. Я выразил свое недоумение и заявил, что по существу это издательство должно было бы по справедливости заплатить мне, т.к я беру на себя труд популяризировать продукцию издательства в своей стране. В дело вмешался и Э.Оллворт, который мечтал о публикации его книги в Узбекистане. Но и ему дали от ворот поворот. Таков закон – ответили ему.

С тех пор прошло 17 лет, книга так и лежит наполовину переведенная, закрытая крепким замком бюрократических преград. Может теперь удастся её опубликовать – ведь есть же хронологические границы даже самых драконовских законов. Представляю читателю две главы из книги, где речь идет о шейбанидах, к которым сам Э.Оллворт относится с нескрываемым уважением и симпатией.

США не имели собственной истории, не имеют они укоренившихся исторических традиций, которые формируют национальное сознание и национальные интересы. У них нет ни древней, ни средневековой истории и история страны начинается с ХУ11в. с прибытием первых европейцев и созданием первых европейских колоний, которые носили
причудливые названия или мест их происхождения, или имена их основателей. Новая история США начинается с 1775г. с войны за независимость и провозглашения в 1776г. независимого государства США. Вся последующая история развивалась по схеме: захватил – купил – завоевал – присвоил.

США не имеют своей собственной национальной культуры. Духовная жизнь страны формировалась англичанами, французами, немцами, испанцами, евреями, китайцами, японцами. На тихоокеанском побережье есть города, где треть жителей общаются на испанском, другая треть – только на китайском, а третья на современном англо-негритянском языке, хотя официальный государственный язык – английский.

Отсутствие собственной истории американцы стремились компенсировать изучением
Истории других стран и народов. Создавались специальные фонды и университетские структуры, особые программы и центры по исследованию мировой истории и отдельных стран и народов. Совершенно естественно, что и Центральная Азия с её бурной историей, конфликтами, огромным вкладом в развитие мировой цивилизации оказалась в поле зрения американской науки.

Холодная война дала новый импульс развитию исследовательских работ в этой области.
Правящие круги США рассчитывали, что коммунизм может победить только национализм. Почти полвека они внимательно изучали процессы политического и социокультурного характера в национальных республиках, предпринимая со своей стороны меры по активизации националистических тенденций, которые должны были вызывать эрозию коммунистической идеологии и подорвать политическую систему в СССР.

Рэнд-корпорейшн в ЦРУ, являвшаяся научно-исследовательской лабораторией американской разведки, изготавливала националистические идеи и шаблоны, которые затем передавались университетам, центрам, программам, по которым писались книги, научные статьи, проводились научные конференции, симпозиумы. СМИ также бы
ли подключены в этот бизнес, который принес хорошие политические дивиденды, разрушив Советский Союз.

Вместе с тем, объективно он способствовал развитию исследовательских работ по ис
тории национальных республик. Американские ученые с их огромными материальными
возможностями внесли значительный вклад в этой области. Как бы их ни называли (фальсификаторы, антикоммунисты, агенты ЦРУ) нельзя не признать их огромных заслуг в научной разработке истории отдельных национальных республик, которые подверглись деформации в советский период. Книга Э. Оллворта является хорошим доказательством тому.

В 2003г. известный американский политический деятель Збигнев Бжезинский был удостоен почетного звания доктора наук ташкентского Университета мировой экономики и дипломатии. Выступая перед членами ученого совета, он откровенно говорил о своем личном удовлетворении от получения столь почетного звания, т.к. посвятил изучению этого региона большую часть своей жизни. При этом он отметил два обстоятельства, которые вызывают в США особый интерес к нашей республике.

1.Узбекистан является страной с великими традициями науки образования и был первооткрывателем многих наук, центром идей и исследований, которые уже позже нашли развитие в других регионах мира. Это опред

Hosted by uCoz