Э.Оллворт Современные узбеки
Э.Оллворт Современные узбеки


Глава 2. Символы и ценности суверенитета

Первым узбекским вождем, поднявшемуся до уровня выдающегося лидера после Тимура был Абулхайирхан(1412-1468гг), который словно громом потряс кипчакские степи. Он сочетал в себе ценности характерные для правителей той эпохи. Один из историков выделял в нем могущество, возвышенность великодушие. Другой подчеркивал воинскую удаль, политическую нетерпимость, набожность, широту взглядов, проницательность и величавость. У обоих историков был необычно свободный доступ к внукам и сыновьям хана. Оба они служили у правителя Мавераннахра и Хорасана Мухаммад Шайбани хана.

Эти историки рассказали о победе Абулхайирхана над джучидским соперником своего
племени на равнине Икри Топ. Победу узбекский хан ознаменовал актами соответствующими протоколу королевской власти. Он возблагодарил бога щедрыми жертвоприношениями, а затем переехал в Орду Базар, расположенном в центре современного Казахстана, в долине реки Кенгир. В свое время эта долина являлась официальной резиденцией Батухана (правил в Золотой Орде в 1224-1256х гг.)
Орду Базар, который был столицей кипчакских степей и славой султанов мира, стал владением узбекского хана и убежищем мира. Здесь же провели жума намаз во славу Абулхайирхана и отчеканили таньгу с его прославленным именем и благородным титулом его высочества хакана (Масуд бин Ортман Кохистани «Тарих Абулхайирхани»).

Хан раздал почетные одежды (сарпа) эмирам и приближенным, введя еще один царский
ритуал в степи. Тем самым хан утверждал свое царское право на высшие ритуалы и первичные символы власти для узбекской конфедерации на своей территории. Из первого
среди равных он становился верховным повелителем.

Авторы шестнадцатого столетия отмечали отсутствие в его характере таких признаков
племенных вождей как справедливость и терпимость к недостаткам, стремление к прощению, которые так ярко проявлялись в «Уложениях Тимура». Новая ханская власть требовала покорности от подданных, хотя это противоречило тем идеалам и ценностям, воплощенным в трудах среднеазиатских мыслителей еще за пять веков до утверждения в степи ханской власти узбекских правителей. Кочевые атаманы, конечно,
слышали о них от аксакалов или степных сказителей и певцов-самородков, но их идеалом
была абсолютная власть.

Набожность являлась обязательной чертой властителя. За ней следовало уважение к старшим. Причем уважение должно было быть проявлено не только к отцам, но и матерям. Особое уважение проявлялось к женам, родившим ханских детей. Эти жены не только продолжали династию, но и укрепляли её, устанавливая кровные связи со своим собственным племенем, придавая легитимность властителю среди своих поданных.

Многочисленные летописцы подчеркивают особую роль, которую сыграла в истории
Центральной Азии дочь Улугбека Рабия Султан бегим. После того, как её брат, Абдулатиф, убил собственного отца мирзу Улугбека, внука Тимура, правившего в Мавераннахре в 1409-1449гг., власть в Самарканде захватил другой внук Тимура мирза Абу Сайид, которого поддержал Абулхайирхан. Условием союза между ними было согласие Рабии Султан бегим выйти замуж за узбекского хана. Бракосочетание состоя
лось в 1451г. в тот же год, когда мирза Абу Сайид стал наследником империи Тимура
Она стала четвертой женой хана после жен из узбекских племен Бургут, Мангыт и Конграт, но считалась главной, т.к. связала шейбанидов и тимуридов родственными узами и создала политический альянс между двумя соперничавшими группировками. Дочь Улугбека пользовалась огромным уважением в узбекских племенах. Кохистани пишет: Шахиня была превосходной матерью, колыбелью королевства и самым высоким покрывалом царской власти. Билкиз своего времени(королева) была самой уважаемой женой хана, устраивала различные развлечения и была щедра на благодеяния. Современники отмечают, что она отличалась политической проницательностью и образованностью. Она родила двух сыновей, которые впоследствии стали ханами: Суюнич (1510г.) и Кучкунчи (1510-1530гг). Кроме того, она приютила своего племянника Мухаммад Джуки Мирзу(умер в 1463г.), сына своего брата Абдулатифа. Абулхайирхан усыновил его и дал ему военную дружину для его будущих походов на Самарканд.

Добрый победитель

Абулхайирхан представлял собой во многом образец среднеазиатского правителя, который знал, как обходиться с побежденным врагом и как вчерашнего врага превратить в друга и союзника. Вместе с тем, у побежденного никогда не было твердой уверенности в
своей судьбе, т.к. ситуация могла измениться и последовать унижения вполне соответствующие правовым нормам того времени. Хан также знал, что воины победителя должны быть вознаграждены за счет побежденного. Этот принцип повелителя он продемонстрировал в 1431г., когда захватив Ургенч, он позволил взять из казны правителя каждому эмиру и воину ценности соответственно рангу и заслугам.

В этом отношении узбекский хан во многом отличался от Исмаила Самани, который мог не только щедро вознаграждать своих солдат, но и требовал великодушия и почтительного отношения к побежденным. Абулхайирхан принес в менталитет господствующего класса больше кочевой нетерпимости, чем саманидской терпимости, больше монгольской мстительности, чем городской цивилизованности. Если для Исмаила Самани великодушие и снисхождение к побежденному, являлись господствующим нравственным принципом, то для кочевой знати они были приемами тактической борьбы.

Тимуриды в своей междоусобной принципиальной борьбе стремились цивилизовать
узбекские племена и заставить их принять свои стандарты политических взаимоотношений. К примеру в 1464г. тимуриды, как проявление жеста доброй воли, освободили младшего брата Абулхайирхана, Сайид Заки Султана, находившегося в заключении в Герате. Они рассудили, что соответственно Корану «юноша совершенного характера и чистой веры» был непригоден для руководства мощным племенем и не мог угрожать династии тимуридов.

Абулхайирхан хотел вмешаться в борьбу за наследие Тимура и когда в 1467г. Хусейн
Байкара, тимурид, изгнанный из Хорезма конгратами, явился в его ставку за поддержкой
в борьбе против своих соперников он удовлетворил его просьбу, хотя и не смог выполнить свое обещание, т.к. спустя месяц он скончался в возрасте 55 лет.

Хотя Абулхайирхан правил узбекской конфедерацией почти сорок лет, он не смог обеспечить единства своего детища и династического продолжения своей власти. Конфедерация развалилась, а сам он не стал для последующих поколений образцом
властителя. Брак с дочерью Улугбека не усилил легитимности его власти. Тимуриды шли к закату и этот династический союз не мог способствовать образованию новой государственной модели. Его сыновья и непосредственные наследники оказались слишком слабы, чтобы продолжить династию. Но у него был его любимый внук Мухаммад Шахбахт, который смело вступил в борьбу за наследие своего могущественного деда. Он вернулся к традициям чингизидов и в знак преданности к наследию Чингисхана заимствует имя его внука, родного брата Батухана – Шейбани. В последующем этот псевдоним закрепляется за ним и в историю он входит под именем Шейбанихана, а его наследников и последователей стали называть шейбанидам

Hosted by uCoz