ИМАМ АЛЬ-БУХАРИ.

 

    В мире мало было таких людей, которые были одарены такой исключительной памятью ,какая была у имама аль Бухари., величайший традиционалист из тех, которые были сформированы исламом. Говорят он держал в памяти свыше миллионов преданий, которые приписывались пророку Мухаммеду(хадисы),а также источники, из которого они были почерпнуты.Его Сахиль Бухари( Собрание хадисов) всеобще признано как самый авторитетный источник толкования принципов ислама и наиболее точно соответствующего преданиям священного пророка.

    Абу Абдулла Мухаммед ибн Исмаил, известный как Имам аль Бухари, родился в Бухаре 21 июля 810г.Он был слеп от рождения. Отец был чрезвычайно огорчен,а набожная мать непрестанно плакала и молила бога  вернуть её младенцу зрение. Вскоре во сне ей явился пророк Ибрагим, который сказал ей:” не беспокойся, твои молитвы приняты Богом “.Её сын вскоре прозрел. Очень рано он потерял отца и его вырастила его энергичная и умная мать.

    В семь лет он начал изучать предания о пророке. В 16 лет он вместе со старшим братом и матерью совершил хадж. В Мекке  и Медине он посетил лекции выдающихся богословов, знатоков хадисов и решил посвятить жизнь поискам и исследованиям хадисов. В 18 лет он написал книгу Казайи Сахаба ва Табаин

    По рассказам его старшего брата Рашида ибн Исмаила юный аль Бухари любил посещать лекции и дискуссии ученых богословов из Балха.Его товарищи упрекали его за то, что он не записывает лекции и зря тратит время посещая их. .Тогда он попросил   одного из учеников принести тетрадь с записями. Тот принес несколько тетрадей с записями 15 тыс. хадисов. Юный аль Бухари слово в слово наизусть повторил записанное с тончайшими деталями, которые ученик не успел записать. Чтобы в совершенстве овладеть хадисами он решил посетить вся святые места Ислама(зиёрат).Его путешествие продолжалось 16 лет. Пять лет он провел в Басре, затем посетил Египет, Хиджаз,  Куфу и Багдад и западные окраины исламского мира.

Во время путешествий он собрал до 80 тыс хадисов. Его абсолютная память помогали ему запоминать их и затем переписывать на бумагу.

    Слава о юном аль Бухари прокатилась по всему исламскому миру. Его везде встречали с почетом. Все поражались его познаниями хадисов и его памяти.Большое число ученых богословов стали его последователями.Среди них были такие знаменитости как Шейх Абу Заради, Абу Хатам ат Термизи,Мухаммад ибн Наср, Ибн Назима и Имам Муслим. Имам Дарами, духовный наставник аль Бухари,утверждает,. что он был самым глубоким толкователем хадисов во всем исламском мире. Он считал также, что написать столь фундаментальный труд ему помогли не только его память и глубокие знания, но и его фанатичная набожность, безграничная любовь к Богу. Перед тем ,.как садится писать, он совершал омовение и читал коран. Утверждают,  что часть своей книги он писал сидя в Медине у могилы пророка.

     Когда он вернулся в родную Бухару, ему была устроена массовая народная торжественная встреча, которая вылилась во всенародный праздник. Правитель города пригласил жить в его дворце и обучить его детей хадисам. Имам отклонил его приглашение и отправился жить в небольшой городок Хартанак, недалеко от Самарканда, где он и прожил до своего последнего Рамазана. Он скончался 31 августа 870г.

    Все население города и близлежащих местностей пришли проститься с одним из величайших сыновей Ислама, чей Сахих Бухари по своей значимости стоит на втором месте после священного Корана. Его могила в Хартанаке до сих считается одним из самых значимых святых мест Ислама,куда ежегодно направляются тысячи мусульманских паломников.

     Его фундаментальная работа Али Джамих аль-Сахих содержит 7275 изречений пророка или поступков, совершенных им и расценивается единодушно всеми богословами, учеными священнослужителями,как вторая по своей значимости книга после Корана.

    Кроме того, им написано более двадцати книг по религии, истории исламской культуры и философии. Но все-таки его главной работой явялется  Сахих аль-Бухари,которая переведена на многие языки мира и в течение последних тысячи лет стала настольной книгой каждого мусульманина. У каждого грамотного правоверного мусульманина дома, на видном месте ,как священная реликвия хранятся неизменно 10 томов его труда.

    От переводчика: В одном из хадисов говорится: молодой человек жалуется – о, пророк, столько о тебе говорят, столько восхваляют, но я никогда не видел тебя и не могу представить себе тебя. Внезапно внутри него послышался голос – о, юноша, а ты ходил на прошлой неделе навестить свою больную мать? Нет, отвечал молодой человек, а что? Жаль, вот там бы ты и увидел меня.

 

 

                            МУХАММАД БИН МУСА АЛЬ-ХОРЕЗМИ.

 

    Среди всех великих мыслителей и ученых, которые обогатили область знаний периода раннего Ислама, Мухаммад бин Мусса аль-Хорезми занимает самое выдающееся место. Являясь одним из величайших ученых всех времен и самым великим для своего времени, аль-Хорезми был гением, который продвинул человеческие знания в области математики, астрономии, музыки, географии и истории. Итальянский исследователь Филипп Гитти писал о нем: “Хорезми был главной фигурой в ранней истории арабской математики. Будучи одним из величайших умов в истории Ислама, он повлиял на развитие математической науки более ,чем кто-либо из средневековых ученых”( Филипп Гитти  История арабов).

    Мухаммад бин Муса аль-Хорезми(780 – 847) родился в Хорезме(современная Хива),расположенной по нижнему течению Амударьи. Бесспорно он был одним из величайших и оригинальных математиков, которые творили в мире математики. Касаясь его знаменитой работы по алгебре” Хисаб ал Джабр вал Мукабада,”  Ф.Гитти писал:”В 12 столетии она была переведена на латынь Джерардом Кремона и до 16 века и являлась основным учебником по математике в европейских университетах. Благодаря ему появляется предмет и слово алгебра( ал джабр),впервые использованные и разработанные им,  в мировой науке внедряется арабская система цифр и появляется теория алгоритма, представляющая транслитерацию его имени. Математические труды аль-Хорезми оказали глубокое влияние на работы таких знаменитых математиков средневековья как Омар Хайям, Леонардо Фибоначчио из Пизы и мастера Якоба из Флоренции.”

    Джордж Сартон считает ал-Хорезми самым великим ученым своего времени. В течение длительного времени его работы были фундаментом развития математики и источником новых открытий в этой области. Он перевел на арабский язык и систематизировал древние греческие и индийские математические знания.  И тем самым транспортировал в мировую науку новые математические системы. Оригиналы многих его работ на арабском языке не сохранились, но сохранились их переводы на латынь. Его самый первый учебник по математике, первый и в мировом значении, исчез, но сохранился его латинский перевод. На арабском он назывался Китаб уль-Джама-ват-Тафрик, а в переводе, осуществленном в 1157г. в Риме известным итальянским математиком Бомо Компаньи, вышел под названием Фрататти да Арифметика.Ал-Хорезми впервые использовал для обозначения чисел не буквы, а арабские цифры,совершив тем самым переворот в математике. Он впервые ввел в использование цифру 0, что также произвело революцию в математике.Ал-Хорезми стал великим математическим учителем, научив её пользоваться арабскими цифрами, которыми она пользуется до сих пор  и, видимо, будет пользоваться вечно. Работы ал-Хорезми определили коренные изменения в развитии культуры, науки, техники, ускорив развитие математических исследований. Сам ал-Хорезми придавал большое значение исследованию индийских методов расчетов, в них он видел совершенно иную методику исследования теории чисел. Его трактат на эту тему был переведен выдающимся математиком того времени Аделардом Бардом на латынь под названием Де нумеро индико, но арабское издание утеряно.

    Книга ал-Хорезми Хисаб аль Джабр вал Мукабла посвящена аналитическому решению линейных и квадратных уравнений. Его книга положила начало алгебре, а его. исследовательские работы в  этой области математики довели её до исключительных высот. Его великая книга содержит свыше 800 решений уравнений и интеграций. Более того, он нашел отрицательные значения, которые не были известны ни арабам, ни индийцам. На латынь его книгу впервые перевел в1415г. английский математик Роберт Честер, с ней и пришла в Европу алгебра. Этот перевод

составил эпоху в европейской математической науке. Современный востоковед пишет: “Значимость перевода Роберта Честера  на латынь алгебры ал-Хорезми невозможно переоценить, т.к.с него начинается европейская алгебра”

    Неоценимый вклад он внес в развитие тригонометрии.Его тригонометрические таблицы были переведены на латынь в 1126г. Аделардом Батом.

    Ал-Хорезми был также и выдающимся астрономом. Он провел геодезические работы на севере долины Евфрата. Это была грандиозная работа большой группы астрономов во главе с ал-Хорезми. Главной целью работ было определение объёма и окружности земли.Результаты были ошеломляющими.Он определил точно окружность земли – диаметр земли равнялся 6.500 миль арабских, а окружность – 20.400 миль, т.е. 40 тыс.км.

    Ал-Хорезми перевел на арабский язык индийские астрономические таблицы Сидханта и написал к ним комментарии. На их онове он составил собственную астрономическую таблицу(Зил) .Спустя 200 лет испанский астроном Махрити( род.1007г) тщательно проверил их и подтвердил их близость к реальности, а в 1126г.Аделард Бард перевел их на латынь. Эта работа великого хорезмийца заложила основу будущего развития астрономии на Востоке и Западе и вскоре заменила прежние таблицы греческих и индийских астрономов. Её приняли и в Китае.

    Он написал две книги по определению широт и долгот(астролябия), названные “Китаб аль Амаль билль Астурлаб” и “Китаб Амал аль Астурлаб”. В первой речь шла об основах астролябии, а во второй о развитии искусства астролябии.Он написал также книгу “Аль Рухнама”,которая не сохранилась.

    Диапозон его исследований был широк и разнообразен. Свои математические труды  он связал с музыкальными теориями. Он написал отдельно книгу о теории музыки, которая в 12 в. была переведена на латынь Аделардом Бардом под названием

“Либер Исагогарум ал-Хоразми” , благодаря ей Европа впервые познакомилась с восточной музыкой.

    Ал-Хорезми был страстным путешественником и объездил много стран. Его книга “Китаб Сурат ал Арл”( Книга о форме земли), которая заложила основы арабской географии. Рукопись книги находится в Страсбурге. Абул Фида, знаменитый арабский географ, называет её “Китаб Расм ал Руб ал Мамур”( Книга описаний населенной части земли).Книга иллюстрирована рисунками и картами и была переведена С.А.Налино.Книга во многом исправила и дополнила географические факты и идеи Пьолемея.

    Ал-Хорезми написал книгу и по истории под названием ‘Китаб ат-Тарих”,которая послужила главным источником для Масуда и Табари.

 

                                      АБУ АЛИ СИНА

 

    Нух ибн Мансур, саманидский правитель Бухары( 976-997гг), находился в без надежном состоянии и придворные лекари уже потеряли всякую надежду на его исцеление. Но кто-то посоветовал вызвать никому неизвестного молодого человека, который самостоятельно занимался медициной. Он был самоучка. Во дворец привели 17 летнего юношу и провели его в покои больного правителя сквозь толпу удивленных знаменитостей и народных лекарей табибов .Это был Ибн Сино, которому доверили лечение Нуха ибн Мансура. Чудесный юноша к великому удивлению всех придворных исцелил его и был удостоин чести, которой до того никого не удостаивали. Кроме того, ему была пожалована привилегия пользоваться замечательной библиотекой правителя, которая для него была высшим вознаграждением за его работу.

    Ибн Сина, величайший интеллектуальный гигант средних веков и один из величайших всех времен, был разносторонним гением, который оказал глубокое влияние на развитие мысли и идей во многих отраслях науки. К ним относятся медицина, философия, логика. математика, астрономия, музыка, поэзия и даже оккультные науки. Он прославился как философ рационалист, чьи бесценные открытия в различных областях человеческого познания предугадали много более поздних открытий и определили для него почетное место в галактике выдающихся ученых и мыслителей мира. Энциклопедия  Ислама пишет”:Он представляет собой универсальную энциклопедию, которая определяет систему знаний на сотни лет вперед “ 

    Абу Али ибн-Сина, известный также под именем Шайхи-ур-Раис(учитель всех учителей), родился в 980 г. в Афшинахе близ Бухары. Его отец был губернатором Балха, а позже переведен а Бухару на высокую должность при саманидах. Здесь юный Абу Али получил свое начальное образование. С самого начала он проявил необычайное дарование, поразив видавших виды учителей. В десять лет он практически знал наизусть коран и был сведущ в различных областях знаний.

    Он вырос в семье исмаилитов и философия исмаилитов развила в нем интерес к философии, которая побудила его изучить греческий язык, а также различные философские системы ислама. В их доме в это время жил выдающийся исламский философ того времени Абу Абдулла ан Натили и ибн Сино воспользовался им для углубленного изучения логики, геометрии и астрономии. Умный юноша вскоре стал сам самостоятельно изучать медицину, физику и метафизику. Особенно увлекла его медицина и он достиг таких премудростей в этой области, что многие знаменитые медики консультировались у него по сложным проблемам. Метафизику он изучил по работам аль-Фараби. Метафизика и логика аль-Фараби стали основой его теоретического и логического мышления в дальнейшем развитии его научной мысли. Эти предметы он освоил в 17 лет.

    Он проводил целые дни в королевской библиотеке, он поглощал одну за другой книги по самым различным сферам науки.. Наделенный от природы пытливым и восприимчивым умом  он стремился проникнуть в глубинные тайны наук и вскоре освоил громадный пласт знаний, которые стали фундаментом его чрезвычайных открытий. Он пишет:”Я нашел там большое число комнат, полных книг, завязанных в кипах и уложенных в сундуках. Я просмотрел каталог авторов и нашел среди них то, что мне требовалось. Мне встретились много книг, названия которых мне были неизвестны   не знали о них и другие.” В возрасте 21 года он начал сам писать самостоятельно. У него был простой и добрый характер. После смерти отца в Бухаре произошли массовые волнения и он вынужден был покинуть её и поселиться в Ургенче(Хорезм), который был известен своей высокой культурой и знаменитой академией Мамуна, где концентрировались лучшие научные силы Центральной Азии .Он был одним из научно-культурных центров Ислама. Правитель Хорезма покровительствовал ученым людям и он искренне и сердечно принял ибн Сино. Его слава уже опережала его. Именно здесь состоялась его первая встреча с великим аль-Беруни, дружба с которым продолжалась всю жизнь. Он занимался врачеванием, преподаванием в высшей школе и написанием книг. В поисках более значительных источников знаний он покидает Ургенч и переезжает в Хамадан, являвшийся в то время также одним из центров мусульманской цивилизации. Здесь он прожил долго и подружился с его правителем Шамс уд-Доуле, которого он излечил от мучительной болезни – почечных колик. Здесь он завершил свой первый фундаментальный труд:”Ал Конун Фий Тиб”(Законы медицины).Правитель назначил его своим министром, но пребывание его в этой должности было коротким. Его завистники и враги стали распространять слухи, что он вступил в тайный сговор с правителем Исфагана и готовился свергнуть своего правителя. Был организован в армии заговор с целью его убийства. Узнав об этом , он бежал в Исфаган, где его тепло и дружески принял правитель Ала уд-Доуле. Здесь он получил самую благоприятную возможность для создания своих самых великих творений.

    Многочисленные переезды и неутомимые научные занятия и политические интриги, направленные против него, подорвали его здоровье. Он заболел странной болезнью, которая вызывала мучительные боли. Его попытка самоизлечения привела к непредвиденным и страшным осложнениям. Он оказался прикованным к постели. Но вскоре поняв, что конец его близок, он принял ванну, высказал раскаяние и прочитал Коран от начала жо конца. Его последний вздох пришелся на  последнюю суру священной книги. Это произошло в 1037 г.,великий ученый и мыслитель скончался в возрасте 57 лет. Похоронили его в Хамадане.и с тех пор его могила стала местом паломничества правоверных мусульман.

    Его жизнь была необычной и поучительной. Он жил в то время, когда мусульманский мир охватила волна войн, переворотов, конфликтов на религиозной почве. Его беспокойная душа не оставалась в стороне от этих бурных потрясений и не было возможности работать в спокойной обстановке. И все же его деятельность привела к гигантским открытиям. Только ему мир обязан гениальными открытиями, совершившими революционный переворот в науке и культуре. Он считается величайшим энциклопедистом средних веков, разносторонним гением, который оставил в наследие человечеству непревзойденные достижения в самых различных областях знаний. Его работы охватывают круг знаний и сфер знаний, включая логику, медицину, философию, психологию, математику, астрономию, теологию, этику, литратуру, музыку. Говорят он мог писать по 50 стр в день, им написано 238 книг и трактатов. Его научная деятельность начиналась в Бухаре, когда ему едва исполнилось 21 год и продолжалась в Ургенче, Рее, Хамадане и Исфагане. Наивысший пик его научной деятельности приходится на период жизни в Хамадане и Исфагане. Его главные работы по философии “Ашшира” и “Ан-Нажаат” были написаны здесь. Он написал здесь также трактаты по геометрии, арифметике и музыке. Он дополнил многие прежние знания по математике и опроверг ряд теорий, выдвинутых Эвклидом. В результате путешествий с Ала уд-Доуле в Шахрпур Хваст он собрал богатый материал и написал два учебника по зоологии и ботанике. Его справедливо  считают отцом геологии – он выдвинул теорию и методику работ по исследованию недр земли и дал научное объяснение землетрясений.

     По всеобщему признанию наибольший вклад  ибн-Сина внес в развитие медицины и философии. Он написал восемь больших трактатов, которые явились выдающимся событием в мировой медицине. Один из них связан с лечением почечных колик, Авиценна избавил цивилизованное человечество от этих мучительных страданий. В другом он дает объяснение происхождения многих заболеваний. Он развил дальше идеи  Галена, Гиппократа, Аристотеля, Закария Рази аль-Мажуста. Его главный труд “Аль Канун Фий Тиб”,известный на латыни под названием Канун, был кульминацией

Исламской медицины. Он состоит из пяти томов и представляет собой медицинскую энциклопедию, в которой разработаны 750 видов лекарств от различных заболеваний.

В 12 веке Канун был переведен на латынь Джерардом Кремоном. Важное значение имели его рецепты лечения инфекционных заболеваний. Он выдвинул заключение, что большая часть заразных заболеваний происходит от грязной воды и почвы. Филипп Нити пишет: “Канон, переведенный в 12 столетии Жерард Кремоном на латынь с его энциклопедическим содержанием и философской основой был выдающимся достижением того века в медицинской науке. Он заменил Галена, Ал-Рази, Ал-Можусти, став учебником по медицине во всех европейских медицинских университетах с 12 по 17 столетие. На протяжении почти пяти столетий он являлся основным пособием для медицинской службы в Европе и Азии. В некоторых мусульманских странах он используется до сих пор”.

     По словам доктора Ослер Конун был” медицинской библией” в течение длительного  времени. В последние тридцать лет 15 века он был опубликован 16 раз, а в 16 столетии 20 раз на различных европейских языках. Бесчисленное раз он публиковался отдельными частями или в виде трактатов по отдельным разделам. Знаменитый европейский писатель писал: “Ни одна другая книга в истории не пользовалась таким спросом. Влияние работы Авиценны на европейскую медицину было подавляющим”.Автор “Медицинской истории Персии”ишет: “Книга была начата, когда Авиценна жил в Ургенче, а закончена в Рее. Когда она стала известна в медицинском мире, она затмила все остальные в области медицины.” Сэр Джаду Нат Сиркор, известный индийский историк, утверждает: “Авиценна был самым самым величайшим гигантом мысли  средних веков.” Он представляет собой зенит исламской медицины и его портрет, как и портрет ал-Рази, по достоинству украшает Гран Холл медицинского факультета Парижского университета.

    Авиценна является величайшим философом Ислама ,чью рационалистическую философию и догмы он стремился разъяснить в свете разума и подвергал резкой критике Имама Газали за его твердолобую приверженность идеалистическим принципам. Подобно своим предшественникам он пытался гармонически соединить абстрактные формы философии с исламскими принципами. Его выдающимися философскими работами являются” Китаб ас-Шира”, “аль Нажф” и “Ишарат”.В этих работах имеются глубокие теоретические заключения по логике, физике и метафизике. Они оказали огромное влияние на западную и восточную философию. Персидские писатели расценивают ас-Шира наравне с Алмагестом  Птолемея. Вместе с тем, они находят в ней важную связь с астрономией. Они обратили также внимание, что в ней используется философия и теоретические обобщения для раскрытия медицинских свойств камней и других химических материалов. Его философские работы отражали конфликт между материализмом и идеализмом. Он подверг тщательному исследованию доктрины аль-Фараби и поддержал его логические концепции. Один известный ориенталист писал: “Авиценна создал для себя и последующих поколений концепции, которые подвергали испытанию все возможное”.

Он более четко выразил дуализм сознания и материи, бога и мира, чем Фараби. Его философия подтянула его его концепции к научным и прогрессивным воззрениям. Она сформировала его материалистические взгляды, которые стали естественным результатом его научных исследований. Его попытка найти компромисс с мусульманской теологией не нашли благоприятного отклика в ортодоксальных кругах исламских богословов, он был подвергнут публичной жестокой критике ал-Газали, а его философские труды были открыто сожжены в Багдаде. Он был материалистом, пытавшимся объяснить движение, изменение и развитие материи.

    Он разработал собственную классификацию наук, основанную на материалистической философии. Он признавал существование материального внешнего мира и создал теорию взаимосвязи между временем и движением материи. По его убеждению время может существовать лишь в связи с движением. Он писал: где нет движения, там нет времени. Он отверг теорию Аристотеля, утверждавшего, что источником движения является невидимая сила, приводимая божественными силами. Авиценна же доказывал что миром движут естественные законы и Бог не имеет к ним никакого отношения.

    Авиценна изобрел воздушный термометр. В его работах много интересных мыслей по теории музыки и здесь он уступает, пожалуй, только Фараби. Его работы в этой области  оказали большое влияние на развитие мировой классической музыки. Английский философ Р.Бэкон отметил особо указание Авиценны на терапевтическую ценность музыки, т.е. её роль в лечении ряда психических заболеваний.Западный критик писал: “Как Фараби, так и Авиценна сделали достойное добавление к гениальным открытиям греков”

.   Большой вклад Авиценна внес в развитие материалистических основ астрономии. Ала уд-Доуле поручил ему работу по усовершенствованию существовавшего календаря и созданию собственной обсерватории. Западный автор писал:” Он доказал фальшивость астрологии, как ненаучного заблуждения  и отверг утверждения греческих, арабских, и индийских астрономов, которые считали, что наклонность эклиптики уменьшается постепенно в отношении божественного экватора”.

    Он считал отцом всех наук геологию и в своей хорошо известной работе, опубликованной на латыни( De Conglutiatons lapidum) он теоретически объяснил происхождение гор и образование земной коры. Нельзя не упомянуть и его огромную роль в развитии литературы. Его художественные литературные работы “Хал, сын Якзана” и “Ал Таир”оказали заметное влияние на литературное развитие Центральной Азии, Ирана, Афганистана и арабских стран. Его лучшим литературным произведением является Ода, воспевающая рождение души в теле, которую до сих пор знают студенты арабских университетов.

    Влияние Авиценны на научную, философскую, культурную жизнь как на Западе, так и на Востоке в течение нескольких веков было подавляющим. Он продвинул далеко вперед научные исследования греческих и восточных авторов. Его фантастическая биография. была написана его близким другом Джуриани. Она была переведена на несколько европейских языков.  На латыни она была издана несколько раз.

    Кирилл Элгуд, представляя Авиценну как одну из самых величайших личностей истории, пишет: “Не имея никаких преимуществ в жизни( за исключением мудрого отца) он становится еще в юности советником и близким соратником своего правителя и впоследствии превращается в величайшего ученого, работы которого повлияли на Европу, хотя и умер он, не достигнув шестидесяти лет. Он никогда не выезжал за пределы своей полупустынной Центральной Азии. Его земляки его восхваляли как Второго Учителя, а Данте видел его в раю среди величайших умов нехристианского мира”   А через 600 лет после его смерти Вильям Харвей напишет: “Иди к главному истоку и читай Аристотеля, Цицерона и Авиценну”

 

                                            

 

                                                     АЛЬ-БЕРУНИ

                                        

    Среди покровителей ученых и поэтов выдающееся место занимает правитель Газни в Х1 в. Махмуд Газневидский. При его дворе жили и творили два величайших светила науки и поэзии исламского мира Беруни и Фирдоуси. Фирдоуси является автором всемирно известной поэмы “Шахнаме”, тогда как Беруни представляется многосторонним гением эпохи, в которой блистал ибн-Сина. Индийский историк Дж.Сиркар пишет: Среди немногих величайших умов в Азии справедливости ради следует выделить аль-Беруни, являвшийся одновременно философом и ученым, добившийся в обоих из них всемирного признания. Беруни занимает особое место среди интеллектуальных волшебников, появившимся в мире Ислама. Его называли Мастером, пишет Мах-Майерхов, он был одновременно врачом, астрономом, математиком, физиком, географом и историком и был он самой яркой звездой в созвездии величайших ученых, которые создавали золотой век исламской цивилизации

    Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад, известный как аль-Беруни родился в 973г.близ Хивы, расположенной в районе озера Арал в Центральной Азии. Мало известно о раннем периоде его жизни и образовании, но уже в юношеском возрасте он приобрел репутацию хорошего ученого. Когда его родной город был завоеван Махмудом Газневидским, он был приглашен ко двору могущественного завоевателя и вместе с его войсками получил возможность несколько раз посетить Индию. Завоевание Индии. Махмудом открыли эту страну для Ислама и Беруни воспользовался возможностью путешествовать по ней. Это путешествие длилось 20 лет. Он получил возможность посетить все самые отдаленные уголки страны и встретиться с индийскими учеными-пандитами и изучить индийскую философию, науки и религию. Чтобы получить доступ к сокровищницам индийской науки и философии, он изучил в совершенстве санскрит. Он умер в 1048г. в возрасте 75 лет.

    Аль-Беруни был плодовитым исследователем. Его страсть к знаниям и неутомимая энергия ученого позволили ему добиться выдающихся успехов в философии, математике, географии и астрономии. Его биограф пишет: “Он никогда не выпускал из рук ручки никогда его глаза не отрывались от книги. Его мысли всегда были связаны с очередной научной проблемой.” Через все его работы красной нитью проходит исключительная добросовестность ученого, когда все результаты исследований тщательно выверялись и обследовались дополнительно. Результаты своих исследований в Индии он включил в свою выдающуюся работу  Tahkik al-Hind(Факты об Индии), которая содержит всеобъемлющие данные по истории, географии, философии, наукам, религии и социальным условиям страны. В книге воспроизведена история страны от посещения первыми китайскими буддистскими паломниками и Х1 веком. Английский историк др Сакау писал об этой книге(1888г.):

“Абу Райхан является единственным арабским писателем(книга была издана на арабском языке),который исследовал восточную античность в духе современного критицизма” Книга содержит также анализ индийских числительных, который представляется лучшим исследованием в этой области в средние века.

    Он был первым мусульманином, который первым стал пропагандировать индийские шахматы в исламских странах и поставил ряд проблем по тригонометрии. В конце своей книги Беруни пишет: “Я перевел на арабский с санскрита две работы; одна называется Sankhya , в которой речь идет о происхождении и качество существующих вещей, а другая  Patanial( Yoga Sutra) , которая объясняет освобождение души от пут организма”.Эта книга дает точное описание историю похода Махмуда на Индию и происхождение Сомнаты. Несмотря на все богатства страны , она была бедна и шесть столетий позже Абу Фазл в Ain-i-Akbari , что она стала беднее, чем была при Беруни. По возвращении из Индии( 1030 г.) аль-Беруни написал книгу “Kanun al-Masudi” , астрономическую таблицу, которую он посвятил своему покровителю султану Масуду, сыну и наследнику султан Махмуда. Получив книгу, султан отправил ему в подарок слона с ящиком полным серебра, но Беруни вернул его в казну, заявив, что ученые не принимают таких подношений.

    Его самой блистательной работой является  Асрар аль-Бакиа, представляющая собой энциклопедию истории древних народов и точное описание географии их размещения .В книге изложены проблемы календаря и эпох древних рас, а также выдвинута теория вращения земли вокруг оси. Он точно определил теорию долготы и широты. Он внес большой вклад в геологию, научно доказав теорию формирования естественных источников воды. Он также выявил, что в глубокой древности долина реки Инд была бассейном аллювиальных почв. Придворный историк султана Газни Бейхаки писал о нем: “Абу Райхан был несомненно выше всех в свое  время в искусстве, науке и научном обобщении”

    Его главными трудами являются Kitab al-Saidana(Медицинская материя),связанная с медициной,Kitab al-Jawahr,анализирующая типы камней, их цену ,тяжесть, метод измерения их объёма и трактат al-Tarhim,переведенный на английский язык в 1934г.

    Его труды в математике и астрономии были настолько точными, что его называли волшебником. Он пользовался огромным уважением своего великого покровителя султана Махмуда. Джордж Сартон писал: “Его критический дух, терпимость, правдивость и интеллектуальная любознательность, определявшие всю его жизнь,едва ли имеют аналогов в анналах Ислама”.  

 

 

 

МАВЛАНА  ДЖАЛАЛ ЭТ-ДИН РУМИ

     На улице турецкого города Кони ругались два человека, осыпая друг друга проклятиями. “О, проклятый, - говорил один из них, - если ты меня выругаешь еще хоть раз, то в ответ получишь десять проклятий”. Случайно оказавшийся здесь Маулана Руми, стал уговаривать их: “Братья, сколько бы вы ни ругались пользы от этого нет никакой. Посмотрите на меня , вы можете ругать меня тысячу раз, но в ответ вы не услышите от меня ни одного”.Оба ругавшихся узнали его и упали на колени перед великим маулана и тут помирились.

    Мавлана Джалалэтдин Руми,самый великий мистический поэт, каких знал мир, родился в Балхе в 1207г  Он вырос в семье великого религиозного ученого, происходившего от первых халифов ислама. Его дед Хусейн Балхи прославился своими знаниями Корана и великой любовью к исламской религии. Он был сподвижником Ислама и нес знания о нем во все уголки Цегтральной Азии.Уважение к нему было столь велико, что хорезмшах Мухаммад Аляутдин выдал за него свою дочь, сделав его своим зятем, вследствие чего султан Хорезма считался его дедом.

    Отец Джалалэтдина, шейх Багоутдин Балхи, был известен как величайший богослов Ислама и знаток фикха и хорезмшах Мухаммад стал его мюридом и часто посещал его. Своего старшего сына он назвал именем Джалалэтдин в честь сына своего духовного наставника.

    Для расширения влияния Ислама он покидает Балх и уходит на запад, рассчитывая усилить влияние ислама и найти себе новое место для организации центра просветительской деятельности во славу Аллаха. С ним вместе на запад ушли тысячи его учеников и сторонников. В 1212г. он дошел до Нишапура, считавшегося столицей Хорасана и здесь состоялась его историческая встреча с шейхом Фахритдин Аттаром, который согласно летописцу, взял на руки маленького Джалалэтдина, посмотрел ему в глаза и предсказал ему великое будущее. Он дал ему свое благословение и копию своей поэмы Асрар Намэ. Из Нишапура шейх прибыл в Багдад, где он пробыл несколько лет, читая лекции на религиозные темы в мактабах и медресе. Посол конийского султаната – султана Кайкобада племени тюрков сельджуков, прибывших сюда в Х1 в. из Нураты(близ Бухары) и создавших могущественное государство, ставшее впоследствии одной из основ создания османской империи, написал своему правителю о том глубоком впечатлении, которое лекции шейха Багоутдина произвели на него. По просьбе султана шейх согласился, чтобы он стал его мюридом. Так шейх стал духовным наставником султана Кайкобада. Из Багдада шейх отправляется в Хиджаз, а затем в Занжан, где он прожил год, а затем переезжает в Кирман, где прожил 7 лет. Здесь он женил своего сына Джалалэтдина на девушке по имени Гаухар, которая родила ему двух сыновей – Султан Велда и Аллаутдина, названного в честь конийского султана Аллаутдина Кайкобада    и хорезмшаха султана Мухаммад Аллаутдина.Его мюрид Аллаутдин Кайкобад пригласил его в свою столицу на постоянное жительство. Приглашение было принято и вскоре шейх Багоутдин прибыл в Конию. Султан Кайкобад вместе со всеми придворными вышел из города встретить своего духовного отца и хотел поцеловать его руку. Но шейх руки не дал, а протянул ему свою трость. Султан поцеловал её, взял за уздцы его коня и провел в город.Здесь шейх прожил до 1231г. и скончался в тот же год.

    Начальное образование Джалалэтдин получил у отца. Среди мюридов отца был прославленный ученый по имени Сайид Бурхаутдин Мухакким, который учил его всем наукам и главным образом обучал его мистическим преданиям суфиев. После его смерти Джалалэтдин учился у другого мистика Шамси Табризи и стал его мюридом. Встреча с Шамси Табризи стала поворотным пунктом в его жизни. Из великого ученого, имевшего мюридов во всех частях исламского мира, он превращается в великого затворника, который, отвергнув все мирские удовольствия жизни, ушел с головой в мир молитв и бдений.   Это неожиданное изменение образа жизни Джалалэтдина вызвало глубокое беспокойство его мюридов и учеников. Они уговорили Шамси уйти из города и оставить Джалалэтдина и тот однажды ночью исчезает из Кони. Потеря учителя вызвало глубокий нервный стресс мавлана. Он совершенно отверг мир , не ел , не пил и не хотел никого видеть. Это вызвало глубокое беспокойство в семье и старший сын был отправлен на поиски Шамси Табриза. Он нашел его в Дамаске и уговорил его вернуться в Кони. Он вернулся и некоторое время учитель и ученик вновь продолжали жить совместно. Но вскоре, раздраженный невежеством некоторых мюридов, Шамси вновь исчезает, но теперь уже навсегда. Всеобщие поиски , в которых мавлана сам принимал участие, кончились безрезультатно.

    Уход друга, учителя и наставника вызвал острый душевный кризис мавлана и в то же время обострило его эмоциональные  порывы, вызвало взрыв его поэтических инстинктов,  которые, видимо, прежде дремали в нем. Его душевная трансформация привела к бурному движению его лирического дарования. Именно в это время он начинает свою бессмертную поэму Матнави(Длительная поэма). С этой поэмы начинается новая линия в мистической поэзии, получившая название джалалии. У мавлана было много выдающихся учеников, но наиболее видными из них были шейх Бу Али Канандар из Панипата, знаменитый святой шейх Шахабутдин Сухраварди, а также персидский поэт шейх Саади, который не нуждается в эпитетах.

    Всемирная слава мавлана Джалалэтдина Руми покоится на двух его поэмах  Диван и Матнави. Его Диван содержит 50 тысяч куплетов, в большинстве своем мистической лирики. Большая часть Дивана была написана еще при Шамси, хотя часть была написана по памяти уже после исчезновения Шамси.

    Лирика Руми отмечена искренностью и духом самозабвения, которые передались работы персидских поэтов более позднего периода. Его лирика свободна от орнаментации красивыми, но пустыми эпитетами. Это было время, когда в персидской поэзии господствовал панегиризм, когда даже наиболее видные из иранских поэтов не могли остаться в стороне от этого течения.  Но Руми отказался от соблазна стать панегириком-пустословом, прославляющим пустоту. Он расценивал его как социальное зло, которое может изуродовать поэзию. Он ограничил свою поэзию передачей своих чувств простыми словами, доступными простому народу. Его поэзия отличается порывом к высшему священному миру и обращением к благородным чувствам Человека.

    С закатом власти сельджуков в Иране исчезли и высокие покровители поэтов-панегириков и поэты вновь вернулись к чистым чувствам чистой поэзии. Властителями  дум поэтического мира стали Руми, Саади и Ираки. Руми подавал пример любовной мистической поэзии суфиев. Великий мистик гениально описывал волшебные чувства любви на различных фазах и все исследователи единодушно утверждают, что писал он о подлинных чувствах, которые он испытал сам.

    Его самой популярным произведением является Матнави. Поэма была переведена на западные и азиатские языки и сделал автора одним из самых великих поэтов своего времени. Согласно иранским исследователям на персидском языке имеются четыре выдающихся поэмы непревзойденные до сих пор. Это – Шахнаме Фирдоуси, Гулистан аади, Матнави – Руми и Диван – Хафиза, но до настоящего времени Матнави остается наиболее популярной из них. О ней написано наибольшее число комментариев и критических статей.

   Эта бессмертная поэма Руми состоит из 6 книг. В арабском предисловии к первой книге говорится, что “она показывает корни религии, раскрывает тайны природы любви и божественных знаний”. Английский исследователь Броун в своей фундаментальной работе “Литературная история Персии”, высоко ценил её за искренность чувств, выразительность и ясность. Матнави Джалалэтдина Руми венчает вершину мистической поэзии и украшает как корона голову короля. Её популярности способствовали ,прежде всего, возвышенность мыслей, тонкое сплетение мыслей и чувств, сформированных в стихотворной форме. Она написана изящным языком исключительной простоты. Этические и мистические ценности переданы утонченным интеллигентным языком и красиво объяснены путем рассказа необычайных интимных случаев, взятых из собственной жизни. Запутанные коллизии человеческой жизни и этические проблемы он раскрывает путем наблюдения за глубоко скрытыми секретами человеческой природы. Таким путем он достигает высшего совершенства в искусстве морально-нравственного воспитания. Он подчеркивает скрытые соблазны человеческой жизни и передает их в такой форме, чтобы читатель подумал, что он об этом знал и раньше.

    Главной заслугой мавлана Джалалэтдина Руми в том, что он сделал прорыв в мистической поэзии и внес в неё здоровый оптимизм и жизнь полную энергии. Его отличает возвышенность мысли, простота и естественность выражений, которыми он отвергал пессимизм и отрешенность от жизни, которую проповедовали идеологии мистицизма. В одном из рассказов он пишет о чем думает хозяин, когда дает в руки работнику лопату и кетмень. Точно также Бог дает человеку руки и ноги, чтобы он пользовался ими и работал на благо себе и другим. Следовательно, проповедует Руми, жизнь в пустом созерцании, безделии, хныкании противоречит воле Бога. Учение Ислама, по убеждению Руми, требует трудиться, чтобы отдать лучшее Богу. Человек предполагает, но Бог располагает. Таким образом  среди мистиков поэтов мавлана первым поставил вопрос о практической пользе поэзии, о её реальном содержании, первым выразил практическую реалистическую сторону Ислама и стал предшественником подлинного поэта Ислама Икбала .

    До встречи с Шамси он проводил жизнь полную торжеств, праздности  внешнего величия. Его всегда сопровождала толпа ученых и мюридах, прославлявших его. Его образ жизни полностью изменился после встречи с Шамси. Он полностью посвятил себя молитвам и размышлениям. Он был добрым и человечным. Правители соседних стран и их подданные посылали ему ценные подарки, но он распределял их среди бедных людей. Когда в его доме нечего было есть, он радостно восклицал:” Сегодня мой дом подобен жилищу святого.”Он избегал  общества правителей и придворных, хотя те всячески добивались его благосклонности.

    Мавлана Джалалэтдин Руми скончался в 1273г. и был похоронен в мавзолее, возведенном над могилой его отца сельджукским правителем Алауддин Кайкободом

За его гробом шли люди всех общин и конфессий. Христиане и евреи .читали свои священные книги. Сельджукский правитель, который также шел в похоронной процессии, спросил их, какое отношение покойный имел к ним. Они ответили:” Если покойный был похож на вашего Мухаммеда, тогда он был подобен нашему Моисею или Христу” В последний путь мавлану провожал весь народ.

     Мавлана Джалалэтдин Руми был прекрасным поэтом, выдающимся мистиком и великим человеком. Броун пишет: “Он является бесспорно самым выдающимся суфийским поэтом и его мистический Матнави заслуживает быть среди самых великих поэм всех времен”

 

                                               АБУ НАСР ФАРАБИ(870 – 950)

    Правитель хамданитского царства, правивший в Алеппо, Сайфудвали решил собрать ученых людей со всего исламского мира для дискуссии по философским проблемам. Когда все собрались, в зал вошел человек с жидкой бородкой, одетый в тюркскую одежду, сандалии без пяток, а также в раскрашенных чулках, которые назывались” Зербул”.Это был Фараби, прибывший из Мавераннахра. Правитель пригласил занять его место. “Где я должен сидеть, - спросил Фараби, - должен ли я сидеть согласно вашему положению или моему&” “Согласно вашему”- ответил правитель. Тогда Фараби вышел вперед, отодвинул правителя и сел на его место. Сайфуддаула разволновался и сказал своим служащим на известном только им языке, что он задаст Фараби несколько вопросов и если только он не сможет правильно ответить, он его жестоко накажет. Никто кроме правителя и его служащих этого языка не знал. Но к изумлению всех присутствовавших Фараби ответил на том же языке. Ты тоже знаешь этот язык? - спросил правитель. “ Да, я знаю 70 языков”,- ответил Фараби. Собрание выслушало его доклад в полном молчании. Его блистательная речь на арабском языке, его мастерское раскрытие сути сложных проблем покорило аудиторию. По окончанию конференции правитель спросил не хотел бы он что-нибудь поесть, но Фараби отказался. Однако, он согласился послушать выступление музыкантов. Но их игра не произвела на него впечатления. Он достал свой уд и начал играть на нем. Его игра полностью завладела аудиторией, он управлял их чувствами как хотел. Он заставил их плакать и смеяться, он менял тональности и они преображались в соответствии с его желанием.

    Этот случай описан знаменитым историком Аллаид ибн Халиком. Фараби покорил не только аудиторию ученых мужей, но и самого правителя. Он пригласил Фараби остаться в Алеппо, тот согласился и они не расставались до конца.

    Фараби, мусульманский неоплатонист и энциклопедист был глубоко знаком со всеми науками своего времени и считается одним из величайших интеллектуальных гигантов средних веков. В Европе он известен до сих пор под именем Алфарабиус.Он родился в селе Васидж, в Центральной Азии, недалеко от нынешнего города Туркестан. Его отец был генералом в армии местного правителя. Джурджан Зайдан в своей работе “История исламской цивилизации “ утверждает, что его родители были персами , но заслуживающие доверия источники настаивают на его потомственном тюркском происхождении. Фараби никогда не менял своей тюркской одежды, где бы он ни жил. Свое начальное образование он получил у местного учителя в г.Фарабе и Бухаре. Позже он поселился в Багдаде, где прожил 42 года(901-942гг). Он в совершенстве знал арабский язык и обладал энциклопедическими знаниями. За свою жизнь он видел шестерых халифов, но всю жизнь провел в уединении и одиночестве, занимаясь поэзией, музыкой и философией. Но даже пребывая в Багдаде он не терял своих связей с родиной. Он часто посещал Туркестан, был в дружеских отношениях с его правителем Ала Салманом и по его просьбе написал  исследование “Ал Талим ал Сани” в честь него.

    Он был приверженцем суфизма. Он хотел жить жизнью простого человека и деньги его не интересовали. Фараби согласился принимать лишь 4 дирхема в день, которых едва хватало на еду. Он умер в Багдаде в 950г в возрасте 80 лет.

    По природе он был чувствителен и простодушен. Все его мысли, смысл жизни были связаны с наукой. Он овладел в полной мере философией, логикой, политическими знаниями, социологией, но он мог бы быть предсьавлен и крупным ученым в области математики и медицине. Утверждали, что он мог свободно говорить на 70 языках, но лекции он читал на тюркском,  персидском, арабском , греческом и дренееврейском( иврите) языках.

    Фараби был разносторонним гением и энциклопедистом. Соответственно достоверным источникам он написал более сотни произведений на арабском языке по различным отраслям знаний, но до нас дошли лишь 15-20 из них. Список его работ, представленный Кифти и Ибн Аби Сайбахои 17 комментариев, 15 трактатов и 60 книг по различным отраслям знаний.  

    Он написал большое число оригинальных работ, включая психологию, политологию, трактаты по метафизике под названиями О интеллекте, О душе, Возможности души, Один и единство, Субстанция, Время, Пустое пространство, Космос и измерение. Первым он начал научные исследования по психологии и практически заложил основы изучения системы психических явлений. Он написал также несколько трактатов объяснявших и  анализирующих теории Платона и Аристотеля, а также  сделал попытку сформулировать философию разума. Он посмел вторгнуться в святая святых человеческой жизни.

    Из всех его работ исследователи отмечают его научный трактат  Kitab Ihsal Ulum”,где Фараби анализирует и формулирует основы и принципы научных исследований. Арабские оригиналы его трактатов были переведены на латынь под названием De Scientus и De Ortu Scientarium, к сожалению, они утеряны. В 1890г Диетеричи отредактировал и опубликовал на немецком языке 12 небольших трактатов Фараби, касающихся теории научных исследований. Значительный вклад Фараби внес в социологию и политологию написав книгу “Risalah fi Ara al-Madinah al Fadilah”(Послание о взглядах народа Верховного города),которая дала начало научным исследованиям в политологии и стимулировала работу Ибн Халдуна

“ Пролегомоны Ибн Халдуна”.Она была переведена и опубликована Диетричи  под названием “Filosophia de Araber”,а позже издана вторично под названием “Der Mustarstaat fon Alfarabi. “

    Свои исследования в области политологии Фараби продолжил в своей хорошо известной работе “Al Siyashat al Malniyah”( Политическая экономия).Сама идея книги была подсказана Республикой Платона или Политикой Аристотеля. Но он пошел дальше их обосновав идею идеального города, которым управляет умный человек и который является в то же время совершенством в моральном и интеллектуальном отношении.

    Фараби внес выдающийся вклад в теорию музыки. Его книга “Musiki al Kabir”посвящена исследованию теории восточной музыки. Она стала основой развития гармонизации и тональности музыки различных народов.В том числе и европейских. Его работы по музыке были опубликованы в переводе на немецкий язык, латынь, французский и иврит. В Х1Х в они были опубликованы вновь. Полная библиография его работ была подготовлена Хазни Тура.и Б.Ахмад Атасом и хранится в рукописи в Стамбуле.  

    Фараби известен также своими работами в области логики. Он разделил её на две части – воображаемую и доказательную. Согласно арабским ученым он превзошел всех своих предшественников в этой области. Работа над логикой побудила его глубже заняться Аристотелем и он не ошибся. Аристотель помог ему найти ту главную логическую линию, которая связала греческую и средневековую исламскую философию логики. Он назвал Аристотеля Вторым учителем, представляя первым самого пророка Мухаммеда. Он подверг отдельному анализу и комментариям такие работы Аристотеля как Kategories , Hermenuties, Analytics,  Sophistics,  Rhetorics    и  Poetics . Он написал также комментарии к физике Аристотеля и Алмагест Птолемея. Он является  великим мусульманским мыслителем, который спас греческую философскую мысль от забвения. Именно благодаря ему запад узнал подлинного Аристотеля .В период интеллектуальной стагнации в Европе, продолжавшейся с 5 по 10 века исламские мыслители высоко подняли свечу знаний, которая разогнала темные тучи обскурантизма, которые закрыли интеллектуальную жизнь Европы. Одним из таких светил был Фараби, чья философская система являлась “сочетанием(синкретизмом) платонизма, аристотелианизма и суфизма”.

    Фараби считается основателем тюркской философской школы. Он является представителем неоплатонической системы философии, которая была порождена Ал-Кинди и нашла наибольшую зрелость в философии Авиценны. Все исследователи отмечают разницу в подходах в философских системах между Фараби и Закариа Рази, который был его современником. Западный востоковед пишет:” Хотя система Фараби дедуктивная, рациональная и построена полностью на абстрактной логике, философия Рази экспериментальная, индуктивная и более связана с конкретикой – но оба являются двумя сторонами более общей системы и не противоречат друг другу. Рази, который был врачом  и натуралистом занимается больше конкретной стороной системы, тогда как Фараби больше склоняется  к  логике, математическим и мистическим суждениям, представляя её абстрактную сторону. У Авиценны же объединены обе эти стороны. .Суждения Авиценны более четко обозначены и более последовательны. Главное расхождение между Фараби и Авиценны в вопросе о бессмертии души, которое первым принимается , тогда как второй отвергает”.

    Подобно Платону Фараби является мыслителем мистиком, чьи убеждения ведут его в мистицизм и метафизику. Как у всех мистиков у него созерцание доминирует над действием. Он подверг анализу большое число религиозных догм и попытался дать логической объяснение таким сложным проблемам как предсказание и пророчество, побуждения, желания и божье царство. В связи с этим его считают основоположником философской теологии, которая позже найдет наиболее полное выражение у Фахрутдина Рази. Он также первым ввел в свою систему практическую мораль, по которой от самого человека зависит способность отличать хорошее от плохого. Таким образом, Авиценна заимствовал идею мистицизма о правильном и разумном у Фараби.

     Большой вклад внес Фараби в развитие мировой музыкальной культуры. Он написал несколько крупных исследований по теоретическим основам музыки и исполнительскому искусству. Среди его работ выделяются “Kitab Musiqi al-Kabir”( Большая книга о музыке),”Styles in Music” и  On classification of Rhythm.”Помимо того, он подверг анализу состояние современной ему музыкальной культуры в двух много томных произведениях по науке: Classification of the Science и  Origins of Science. Большая книга по музыке была признана как высший авторитет по теории восточной музыки. Он находится  в ряду величайших работ, написанных когда-либо по  теории музыки. Из всех работ Фараби по музыке Сартон выделяет Большую книгу по музыке, которая, по его мнению, представляет собой наиболее законченный научный трактат по теории музыки. Как пишет сам Фараби, он решил написать эту книгу, т.к. в работах греческих, римских и персидских авторов он нашел много недостатков и нелепостей. Обращаясь к его бессмертной работе, Н.Г.Фармер писал: Оценка Фараби физических и физиологических свойств звука и музыки более достоверны, чем заключения греков. Фараби дал детальное описание музыкальных инструментов, о которых греки не имели представления. Кроме того, он сам изобрел новые музыкальные инструменты, которые ныне широко используются и называются рубаб и канун. Фараби сделал ценное  открытие о значении музыкальной акустики, которую греки не касались. Между тем, он сам был великим музыкантом своего времени и когда он играл на флейте в присутствии своего покровителя Сайфуддаула, тот говорил восторженным придворным он может делать с вами все, что он хочет. Он может вас заставить плакать и смеяться, как ему будет угодно. Дарвиши и мавлави до сих   пор распевают песни, сочиненные им. Музыкальные произведения Фараби были основаны на обших музыкальных принципах и оказали значительное влияние на музыкальной искусство Запада, в особенности на Испанию.

    Музыкальные теории Фараби нашли широкое отражение в произведениях западных музыковедов. В “ De Division Philosophical”, написанной Гундиславесом, Фараби признается высшим авторитетом в теории музыки и часто цитируется . Винсент де Бовэ в своих научных работах “La Musique     и“SpeculumDoctrinale”(1264) считает, что работы Фараби оказали большое влияние на более поздних музыковедов таких как Роберт Килворд(1279), Раймунда Лулл(1315) и др. До конца 17в. Фараби продолжал доминировать в музыкальной жизни Запада и Востока и его влияние ощущалось в западной музыкальной культуре. Это влияние было неоспоримым.

    Фараби был первым энциклопедистом Ислама и он был зачинателем многих философских течений на Западе и все философы более позднего периода испытали влияние этого великого мыслителя. Его рациональная философия, - пишет западный востоковед, - была предшественницей германского философы Канта и английского ученого Спенсера. Его концепция, что знания приобретаются не только интеллектуальным усилием, но исходят от преобладания души в деятельности человека , заложила начало теории французского ученого Бергсона. Он инициировал теорию общественного согласи Руссо, разработав концепцию социального союза, которая осуществляется через волю индивидуумов. На востоке его влияние ощущается на Авиценне, Ибн Халдуне, Фахрутдине Рази, Ибн Хайтаме, Джалалэтдине Руми.

    Воздавая должное его величайшим достижениям, знаменитый арабский историк Аллама ибн Халкан пишет:” Ни один  мусульманин не достигал в философских науках    таких высот , как аль-Фараби и именно благодаря его методам, методологии и стилю Ибн Сина достиг такого совершенства в науках и практической деятельности”

 

 

                                      БЕХЗАД

 

    Тюрки из Центральной Азии вихрем промчались по Евразии, сметая все на своем пути. Однако позже они стали покровителями наук и искусств. Они превратили Бухару и Самарканд в азиатские центры культуры, познания и интеллектуального развития. Тюркское влияние сыграло огромную роль в развитии персидского искусства и культуры, особенно живописи. Тюркские правители были покровителями искусств в завоеванных ими странах и поощряли связи с другими народами, в особенности, с народами Дальнего Востока. Такие контакты расширили кругозор художников, сделали их работы более разнообразными. Более того, тюркские любители искусств определили новые тенденции в живописи, сделав упор на исторические события и любовные сцены подобно Фархад и Ширин, Лайли и Мажнун. В работах персидских мастеров знакомство с китайской живописью определило повышенное чувство ландшафта. Особенностью тюркско-персидской живописи является плоскость, отсутствие полутеней, схематическое изображение лиц и отсутствие динамики сюжета, говорится в Британской энциклопедии.

     Глубокие изменения в тюркско-персидской живописи начинается с гения Камалетдина Бехзада, который будучи величайшим миниатюристом, по всеобщему признанию стал величайшим художником уже при жизни.

    Камалетдин Бехзад родился в Герате в 1450г. и умер в 1547г. Говорили, что он был учеником Амира Рухулла по прозвищу Наккаш Герата. Но по другой версии Бехзад, который потерял отца в раннем детстве был учеником пор Сайида Ахмад Табризи. Но самым важным в его жизни является то, что он работал у Алишера Навойи, великого визиря правителя Хорасана, тимурида, Хусейна Байкары. Позже он работал непосредственно у самого Хусейна Байкары, последнего тимуридского монарха, который был сам поэтом и покровителем искусств и культуры. Он назначил Бехзада

Главой  гератской академии художеств.

    Когда сефевидский шах Исмаил завладел Табризом и сделал его своей столицей, он пригласил к себе Бехзада и поручил ему заняться украшением города. Шах высоко ценил мастерство художника и в 1522г. назначил своим главным библиотекарем и осыпал его щедрыми почестями. Такими же почестями он пользовался и при преемнике шаха Исмаила Тахмаспе. Он умер в Табризе в 1547г. и там же его похоронили.

    Бехзад представлял собой зенит тюркского периода живописи  и начало сефевидской школы в персидской. Он был реформатором в искусстве. Он внес в центральноазиатскую живопись ландшафт, сделав его более реалистичным и естественным в его работах. Он был более реалистичен и в выборах сюжетов для своих картин, чем его предшественники. Британская энциклопедия пишет: “Он тщательно выделял каждую отдельную фигуру даже в самых многолюдных картинах, а его палитра была чрезвычайно богатой, особенно, в теплых и насыщенных тонах. Это дало ему возможность придать своим картинам разноцветные штрихи в костюмах и даже на теле” Он выступал против каллиграфистов и вообще не обращался к письменным комментариям и только иногда в углу картины он позволял себе вставлять несколько строк стихов.

    Его работы также содержат изысканный рисунок на двух страницах. Хандомир утверждает, что Бехзад обладал огромным утонченным чувством изысканности, чувством совершенства и жизненности. Кази Ахмед отмечает его чувство пропорции, великолепное изображение птиц и отвращение писать углем.

     При жизни Бехзад чествовали как величайшего мастера живописи. Он великолепно рисовал живые фигуры. В то же время он прославился великим миниатюристом. Он написал иллюстрации ко многим произведениям поэтов, включая Низами. Бабур писал об исключительном изяществе рисунка Бехзада.

    Могольские императоры Индии восторгались работами Бехзада. Они украсили свои дворцы и библиотеки его картинами. Они платили от 3 тыс.до пяти тысяч рупий за каждую его картину. Особенно любил картины Бехзада император Джахангир. Он говорил, что они реалистичны и жизненны, а его батальные сцены впечатляют своей реалистичностью.

    Бехзад популярен своими колоритными сюжетами, изысканностью форм, глубиной колора. В целом он предпочитал холодные цвета такие как зеленый и голубой, особенно в интерьерных сценах, но он всегда стремился уравнивать их сравнительно теплыми тонами, особенно оранжевыми. Он великолепно вырисовывал кадый предмет рисунка в соответствующей пропорции и естественном положении, которое соответствует декоративной схеме всей картины. Фантастический аромат ветвей деревьев в цвету, богато разукрашенные титулы моделей картин  и точное отражение дизайна на коврах должны раскрывать декоративный смысл общего сюжета.

    В изображении человеческих и других фигур он стремится быть как можно более естественным. Но он отказывается быть слепым имитатором природы и он использует свое воображение художника чтобы сделать эти фигуры более эффектными и жизненными.

    Большая часть его работ считаются утерянными. Бесспорно принадлежащими его перу являются его иллюстрации к Зафар-наме( История Тимура), написанные им в 1467г. Они были сначала в коллекции Шульца, но позже увезены в Америку, иллюстрации к Бостан Саади находятся в Каирской библиотеке, а иллюстрации к Лайли и Мажнун – в Ленинграде.

    Бехзад оказал глубокое влияние на развитие живописи, особенно, в Иране. У него сложилась своя школа живописи, которая развивалась позже его учениками в Герате и Табризе и нашла отражение в развитии живописи в Персии, Туркестане, Индии и даже в Европе.

    Бехзад несомненно был гением, чьё искусство достигло вершины славы, которое будет вдохновлять все будущие поколения.

 

     

                                      СУЛТАН МАХМУД

                                         ГАЗНЕВИДСКИЙ

   Огромная масс индийских войск с различных частей Индии собрались на равнинах Катиавар, готовясь к битве с небольшой армией султана Махмуда Газневидского. Внушительная индийская армия, поддержанная сотнями боевых слонов предвкушала сокрушительную победу и заранее проводила торжественные победные церемонии. Армия Махмуда Газневидского не составляла и десятой доли этой шумной и пестрой толпы, собранной со всех концов Деканского полуострова. Утомленная длительным переходом, армия султана возражала против немедленной битвы. Но Махмуд рвался в бой не считаясь ни с чем. Он помолился Богу и просил у него победы над индийскими безбожниками, которых он пришел наказать  за неоднократные нарушения соглашений. Перед усталыми воинами он произнес пламенную речь, которую закончил возгласом – Аллаху Акбар и с этими словами воодушевленная армия ринулась в отчаянную атаку на десятикратно превосходящего врага. Они сражались геройски и из их рядов слышались крики Аллаху Акбар.

    Натиск войск Махмуда был неотразим, он одержал победу полную и бесповоротную. Индийцы бежали бросив оружие и обоз. Теперь предстояло получить контрибуцию. Перед Махмудом возвышался один из красивейших храмов Индии – Сомнат. Его монахи предложили необычайно высокий выкуп за сохранение их идолов, но султан отклонил их просьбу. “Я хочу войти в историю как разрушитель идолов, а не как их продавец  “, сказал он и нанес своим железным посохом самого большого идола. Он рассыпался и из него хлынул поток драгоценных камней. Идол был хранилищем казны храма.

    Султан Махмуд был великим завоевателем и в то же время великим покровителем искусств и литературы. Летописец Фришта писал о нем:” Он был наделен качествами великого князя”.Английский исследователь Эльфинстон так отзывался о нем: “Настоящим источником его славы является сочетание в нем качеств великого воина и щедрого покровителя литературы и искусств, которое было редкостью в его время “

    Махмуд был старшим сыном Себук-тегина. Он родился в 969г. Его отец занимал должность наместника Хорасана. Саманидский правитель Нух 2 назначил его сюда, чтобы укрепить свои юго-западные владения. Он завоевал Нишапур и сделал его своей столицей. После смерти своего отца в 997г. он завоевывает Газни, изгнав отсюда своего брата, и провозглашает себя правителем Хорасана и Афганистана. В 999г он объявляет себя султаном, вступает на трон своего брата в Газни. Он становится султаном Махмуд Газневидским.

    Он проявил себя способным и просвещенным правителем, великим как в войне, так и в мире. Он был победоносным полководцем, крупным администратором и великим строителем. Аббасидский халиф Аль-Кадир Биллах признал Махмуда правителем Хорасана и Газни, присвоил ему титул султана и возвел его в ранг Амир-и- Миллат,а позже до Амин уд-Доуле.

    За 30 лет своего правления он совершил 17 походов в Индию. В 1001г. он нанес поражение радже Пенджаба Япалу 1 .Он его освободил за выкуп, но тот обещания своего не выполнил и султан решил его наказать, а заодно еще раз проучить индийских правителей. Махмуд вновь вторгается в Индию. Штурмом он взял Мултан и Гур. Против Махмуда формируется конфедерация индийских раджей. Большое число из них, которые обязались платить ему дань, теперь отказались и присоединились к конфедерации. Когда он перешел Инд в 1008г. он вновь встретился с громадной армией. И  вновь удача была на стороне султана. Он наголову разгромил

индийскую армию. Конфедерация распалась, победоносная армия Махмуда продолжила наступление вглубь Индии и штурмом взяла Бхаван и храм Кангру

    В 1009 г. Махмуд вновь вторгается в Индию, чтобы наказать Анан Пала за нарушения обязательства платить дань. В 1011г. он захватил храм Танесар. В 1014г он наносит поражение индийскому радже Мангла Пасс, захватил крепость Наудана и

преследовал его до Кашмира. В 1018г. новый поход и вновь индийская армия разгромлена. Индийским раджа пришлось заплатить тяжелую контрибуцию .Он перешел Джамну, покорил раджу Басана, та же участь постигла раджу Кулганда из Махабана и захватил Мадуру т Бандрабан. Ему покорились раджи Каланжара и Гвалиора. Индийские раджи вновь обязались платить ему дань.

    В 1023г. султан вторгается в Центральную Азию с целью утверждения там своей власти. В 1027 г .султан совершил свой последний поход на Индию., чтобы уничтожить джатов( огнепоклонников). На Инде он разгромил их последний оплот.

    Оставшийся период жизни он посвятил консолидации западных провинций своей огромной империи. Он завоевал Ирак, Рей, Исфаган образовал из них единую область, где поставил своего сына Масуда наместником и правителем этой области.

    Он превратил Газни в великолепный город, который приезжие называли “королевой Востока”.Соборная мечеть Газни, известная как “невеста Рая “,была чудом Востока того времени. В столице были сооружены музеи, библиотеки, университеты и бесчисленное число мечетей, фонтанов, садов , бассейнов с водой, акведуков. Султан соорудил много дамб и акведуков для своих подданных, которые способствовали мощному развитию экономики. страны.

    Все историки, знакомые с историей Махмуда, отмечали великолепие его столицы. “Цивилизация и величие саманидов, - пишет английский историк сэр Джон Маршалл, - перешли к газневидам, как бы по праву наследия. При Махмуде Великом и его наследнике Газни стал самым знаменитым среди городов халифата за свою блистательную архитектуру”. “Величие его дворцовых сооружений,- пишет Лэйн Пул

в книге  Средневековая Индия, соперничавшие только с собой, свидетельствовало о той щедрости,c которой Махмуд покровительствовал искусству и которая подняла Газни из захолустной провинции до городов первого ранга Востока”. Другой историк

Маршман Он описывал Газни как “самый великий город в Азии”         

    Султан Махмуд собрал у себя во дворе созвездие интеллектуальных светил, которых едва ли можно было видеть при каком-либо другом дворе. Султан любил общество ученых людей. “Этот неутомимый авантюрист,- пишет Лэйн Пул,- после сотен миль походов мог сидеть в своем шатре слушать стихи поэтов и умные речи ученых святых “ Ни один из восточных правителей не был столь щедрым на искусство и науку   и ни один не мог сравниться с ним по расходам на образование и знания. Он основал университет, с огромной библиотекой по различным отраслям знаний и на различных языках. При университете был создан музей естественных чудес. “Его двор, - пишет Эльфинстон,- представлял великое собрание гениальных поэтов, число которых доходило до 400.”

    Султан сам будучи поэтом и способным ученым наслаждался кампанией великих интеллектуалов, которые украшали его двор. Особой протекцией Махмуда пользовались выходцы из Ирана и Эльфинстон пишет, что именно ему Иран обязан столь широким распространением иранской литературы на востоке. Профессор Хабиб утверждает, что “султан Махмуд был самым щедрым и мощным покровителем иранского ренессанса “.При его дворе жили и работали такие замечательные ученые и мыслители как Беруни, Фараби, поэт Манучехри. При его дворе Фирдоуси впервые прочитал свою гениальную “поэму Шахнаме

    Великий султан испустил последний вздох 30 апреля 1030г. в возрасте 63 лет.А правил он государством 40 лет

 

                                      ЗАХИРИТДИН БАБУР

 

    Бабур, основатель империи великих моголов в Индии, был прямым потомком  двух величайших мировых завоевателей Чингисхана и Тимура – первый по материнской линии, а второй – по отцовской. Он родился в 1482г. в Фергане, небольшом городе в красивейшей стране долин и гор, окруженной  Амударьей и Сырдарьей. Долина до сих пор отличается изобилием цветов, дынь, гранатов. Его настоящее имя было Захритдин Мухаммад, но  отец дал ему прозвище Бабур, что означает тигр. По происхождению он был тюрком. Его отец, шейх Умар, был храбрым воином, чье  благородство и доблесть заслужили ему всеобщее уважение. Дядя Бабура, также великий воин был правителем Самарканда. Бабур  от рождения отличался от сверстников. Он был настоящим  сыном своей расы, сильным, красивым и бесстрашным.

    В 1494г. умирает его отец Умар Шейх. Власть перешла в руки Бабура, которому исполнилось в тот год всего 12 лет. Три года спустя, воспользовавшись смутами в Самарканде ,юный правитель делает попытку захватить город, который практически давал власть над всем Мавераннахром. Бабур захватил город, но ненадолго. Пользуясь его власть в Фергане захватили его враги. Три года шла непрерывная борьба за власть. Бабур вышел победителем. Укрепившись в родном городе он делает

Новую попытку захватить Самарканд. Это ему удается и юный Бабур становится правителем Мавераннахра и воссел на троне своего великого предка Тимура. Но не суждено было Бабуру долго владеть самаркандским троном. Его вытеснил отсюда предводитель одного узбекского племени Шейбанихан. Бабур отступил и ушел в Афганистан, где в Кабуле правил его дядя. Еще до прихода Бабура дядя умирает, оставив государство без наследника. Бабур завладел городом и был провозглашен правителем Кабула  в октябре 1504г.

    Он любил Кабул и страну, окружавшую его. Она благоухала цветами и была наполнена редкого вкуса фруктами. Спустя некоторое время у него созревает мысль завоевания Индии, где по его информации были несметные кладовые золота.В пятницу 17 ноября 1525г., собрав 12 тысячную армию, Бабур выступил в поход на Индию. Правитель Лахора Даулатхан обещал ему помочь в борьбе против правителя Дели Ибрагима Лоди. Но когда Бабур дошел до Лахора Даулатхан предательски нарушил слово и закрыл ворота города. Но Бабур легко разгромил его и штурмом взял город. Начался марш на Дели. Две армии встретились 21 апреля 1526г. на равнине Панипат недалеко от Дели.

    Войска Ибрагима Лоди во много крат превосходили войска Бабура, но у Бабура была артиллерия и  прекрасно обученные артиллеристы. Бабур использовал традиционную тюркскую тактику. Все телеги были связаны между собой, а между ними затаилась замаскированная артиллерия. Неопытный юный Ибрагим Лоди, уверенный в своих силах, начал фронтальную атаку своими боевыми слонами. Этого и  ждал Бабур. Подпустив слонов на близкую дистанцию, он дал приказ артиллерии стрелять. Испуганные громом огня животные повернули назад т смяли обственную же армию. Сражение довершила стремительная атака тюркской кавалерии и все было

кончено в несколько часов. Победа Бабура была полной. Потери индийской армии составили 20 тыс человек, сам Лоди погиб. В руки воинов Бабура попали многочисленные трофеи, включая знаменитый бриллиант Кохи-Нур

    Дорога на Дели была открыта, город сдался без. боя. В тот же день в главной мечети  Дели Бабур был провозглашен императором Индии. Бабур начал править Индией не имея представления ни о стране, ни о народе населявшем её. Он начал большую работу по её преобразованию с тем, чтобы сделать жизнь в ней более комфортабельной. Прежде всего, он принялся за ирригационные работы. Он стал разводить сады, строить дворцы с водными бассейнами, проводить каналы, водные резервуары, акведуки. .По всей Индии развернулось строительство ирригационных сооружений.

.  .Но на горизонте появилась грозная опасность. Против Бабура выступил правитель Раджпута Рана Сангам. Во главе 80 тысячной армии с 500 слонами и примкнувшими племенами он  двинулся на Дели. Рана всю жизнь провел в войнах, совершив 18 походов против афганцев. Он потерял одну руку и глаз. Это был отчаянный и бесстрашный воин.

    Получив информацию о новом грозном враге, Бабур не теряя времени из Аггры двинулся навстречу Рану. Он подобрал для битвы равнину Каниа, где он намеревался использовать новую схему сражения. – оборонительно-наступательную. Артиллерию он  поставил в центре, по флангам были вырыты рвы, чтобы избежать фланговых ударов. Сам он стоял в центре на быстрой колеснице, чтобы управлять войсками на месте наиболее жарких схваток.

    Видавшие виды могольские воины заколебались, когда появилась огромная раджпутская армия с боевыми слонами. Но Бабур был не из тех, кто может сомневаться в исходе сражения. Он поклялся, что если бог дарует ему победу, он никогда не притронется к вину .Перед своими солдатами он выступил с горячей речью:” Солдаты, каждый, кто приходит в этот мир когда-нибудь должен будет уйти из него и каждый, кто входит в этот божественный дом, должен однажды уйти из него. Но как важно умереть со славой, чем жить в безвестности. Аллах благосклонен к нам и сегодня наступил тот день, когда мы идем на сражение за нашу веру.  Если мы умрем, мы умрем мучениками за веру, а если победим, Аллах благословит нас. Тогда вперед, на врага, на священную войну во славу Аллаха и нашей веры. Пусть каждый поклянется, что не повернет с поля боя спиной к врагу и не дезертирует в этот день славы Аллаха”.

    Наэлектризованная этими волнующими словами полководца, армия поклялась сражаться насмерть с врагами веры.16 марта 1527г. раджпутская армия, наконец, появилась. Бабур разделил армию на три части с сильным резервом в тылу. Сражение началось с атаки раджпутов. Волна за волной их колонны накатывались на позиции Бабура. Наконец, когда раджпуты пошли всей массой, чтобы завершить сражение,  Бабур дал приказ артиллеристам стрелять. Ряды противника падали как подкошенные  и как только Бабур увидел, что главные силы его уничтожены, он дал приказ кавалерии начать атаку в центре и на флангах. Потери раджпутцев были ужасающи, их армия разгромлена, а оставшиеся в живых бежали. Была таким образом уничтожена последняя опора индийских раджей в Индии.

    На следующий год Бабур захватывает крепость Чадери. В тот же год он разгромил раджей Бихара и Бенгала. Тем самым он завершил консолидацию империи великих моголов.

     Бабуру не суждено было долго управлять своей империей и наслаждаться плодами своего могущества. Свою новую столицу Агру он решил  превратить в райский уголок с красивыми садами, дворцами, каналами, фонтанами. Но в декабре 1530г. серьезно заболел его наследник Хумайюн. Искусство врачей оказалось бессильным и тогда мудрые советники высказали предположение, что жизнь его сына может быть спасена только если он пожертвует своей самой дорогой драгоценностью. Он сейчас же предложил свой самый крупный бриллиант и три раза обойдя вокруг постели сына он помолился, возблагодарил Аллаха за все его благодеяния и просил перенести болезнь сына на него самого. Он заметил как начал оживать Хумайюн и от радости закричал:” Я смог. Я вылечил его”. С этого момента сын постепенно начал выздоравливать, а сам Бабур заболел и скончался 26 декабря 1530г. в возрасте 48 лет.

    Он похоронен в Кабуле, где он когда-то правил и который он любил. Покоится он в прекрасном саду.

    Бабур был не только храбрым воином  и талантливым полководцем, но и талантливым литератором. Писал он на тюркском языке .Его “ Мемуары “ явдяются лучшим свидетельством  его писательского таланта.

НАЗАД

Hosted by uCoz