Мавзолей Туркан-Хатун |
|
Г.А. Хидоятов
Мавзолей Туркан-Хатун в Иерусалиме(XIV век) В восточном Иерусалиме в сотне метрах от второй по значимости после Мекки, святыне Ислама, мечети Аль-Акса, возвышается мавзолей Туркан-хатун памятник узбекской материальной и духовной культуры, созданного в XIV в. Далеко за пределами этнических границ узбекского народа. Он представляет собой образец и блистательную жемчужину центральноазиатской цивилизации, которая смогла пережить монгольское нашествие, природные катаклизмы и сохранить свою первоизданную красоту. Его история покрыта тайной и её раскрытие может стать одной из крупных сенсаций в современной исторической науке. Уже в 1923 г. французский исторический журнал писал о нем: «Это прекрасное строение, скромное по размерам, созданное со вкусом и хорошо сохранившееся». На нижнем портале мавзолея вырезана надпись, которая не оставляет сомнения относительно его национальной принадлежности: «Этот мавзолей построен в честь покойной шахиды Туркан-хатун, дочери эмира Токтая, сына Салжуктая, аль Узбаки, в 1352-1353 гг». Французский журнал разъяснял, что аль Узбаки означает её происхождение- из узбеков. Честь открытия мавзолея по праву принадлежит английскому археологу Ван Берхему, который в 1914 г., когда Палестина и Иерусалим находились под Оттоманской империи, дал его первое описание. Однако, настоящее научное исследование всех монументов региона, включая комплекс мавзолея Туркан-хатун, началось только после первой мировой войны, когда по решению Версальской конференции(1919г.) Палестина перешла под протекторат Англии, а Франция получила мандат на управление Сирией и Ливаном. В Иерусалиме был создан Британский Археологический институт, который получил возможность исследовать все древние памятники Палестины и Иерусалима, а в Каире французы создали Институт Восточной археологии, руководить которым поручено Ван Берхему. Оба института проделали гигантскую фантастическую работу по исследованию памятников Ближнего и Среднего Востока. Доклады о проведенной работе, журналы, книги, статьи, опубликованные ими, явились важным вкладом в мировую историческую науку по изучению одного из центров генезиса и развития в мировой цивилизации. Разумеется, оба института подвергли изучению в деталях мавзолей Туркан-хатун. В 43 томах работ французского института, названного «Памятники» и английского собрания под названием «Мамлюкский Иерусалим» были представлены детальные исследования мавзолея. Но проблема оказалась слишком многосторонней и сложной и выходила за рамки одной работы. Англичане с их педантичностью дали обстоятельное описание мавзолея и пришли к заключению, что в архитектуре строения не было ничего, дававшего думать, что оно было построено специально для покойной после ее смерти, а дата на портале на самом деле была датой ее смерти. Ни надпись на портале, ни слово «шахид» не привлекло внимание английских ученых и даже не возбудили их любопытство. Они утверждали, что Туркан-хатун вероятно остановилась в Иерусалиме на пути в Мекку и здесь умерла и поэтому слово «шахид» было вписано в портале. Французы с их фанатичной страстью к историческим детективам обратили свое внимание именно на это слово и высказали предположение, что слово это обозначает, погибшей за веру и вероятно она была убита на пути в Мекку бандой разбойников. По их мнению, дата 1352-1353 гг. означает время строительства сооружения, а не дату смерти Туркан-хатун. Они обратили внимание на слово «имарат», использованное в надписи, означавшее на арабском «перестроить» или «реконструировать» и пришли к заключению, что смерть покойной была неожиданной и никто не был готов к ней и тело её было захоронено здесь и только впоследствии первоначальное здание было перестроено в соответствии с социальными и генеалогическими корнями Туркан-хатун. Наконец французские исследователи выразили твердую уверенность, что она «принадлежала узбекам» и ее жизнь несомненно была связано со знаменитым ханом Золотой Орды- Узбек- ханом. Дату ее смерти считают 1340 год. Мне представляется, что французские исследователи стояли на правильном пути. В самом деле, уровень знаний истории в Центральной Азии в то время во Франции, не позволял подняться выше догадки и предположений, правильных и обоснованных во многом и это совершенно естественным, т.к. истинно научное исследование истории Центральной Азии во Франции начинается с монографии Рене Гроссе «Империя степей, История Центральной Азии», опубликованной лишь 1934 году. До нее в Франции не было адекватной информации о истории Центральной Азии, которая находилась далеко как от нее, так и ее политических интересов. Но что же кроется за этим таинственным мавзолеем и той надписью на нижнем портале? Нет сомнения, что эмир Токтай, отмеченный в надписи как отец Туркан хатун является никем иным как ханом Золотой Орды Токтай-ханом, правившим в Орде в 1290-1312 гг. Он был правнуком Бату-хана и сыном Монке-Тимура. Как писал великий арабский историк Рашид-ид-дин в своей знаменитой книге «Сборник летописей», завершенной в 1318 году отцом жены Ожай-ака-хатун был Салжуктай – гураган из рода Салжуктай, племени Конграт, правившем в Хорезме, бывшим частью Золотой Орды, То ли по ошибке строителей или по желанию родственников Туркан-хатун , а возможно и по её собственному рассуждению, тесть Токтай в надписи на мавзолее обратился в его отца. Но возможно за этим кроется тайна той действительной роли, которую Салжуктай-гураган играл в судьбах Золотой Орды. Род Салжуктай, являвшийся ядром племени конграт, был одним из самых древних тюркских родов, вышедших из Монголии. Они поддерживали Чингисхана в его борьбе за власть, они были его близкими союзниками и в дальнейшем. Они сыграли также большую роль в истории Центральной Азии и в той кровавой борьбе, которая вспыхнула между наследниками Чингисхана. Они принимали активное участие в политической жизни и в улусе кагана Удегея в Монголии, в улусе Чагатая в Центральной Азии, были нойонами Хулагу-хана в Иране. Но главным полем их деятельности была Золотая Орда. Перед приходом к власти здесь власть полностью принадлежала темнику Ногаю. Его войска расположились вдоль восточного берега Волги от Казани до Чистополя. В 1290 году он обманом заманил к себе во владения сыновей Монке-Тимура Алгу и Тогрула, которые захватили власть в Орде после смерти их отца и убил их, обеспечив тем самым Токтаю трон Золотой Орды. Токтай был одним из претендентов и Ногай рассчитывал сделать его орудием в своем неограниченном господстве в государстве. Под командованием Ногая были все монгольские войска Батухана и Берке и он пользовался полным доверием всей монгольской элиты чингизидов. Власть в орде фактически принадлежала ему. Он был организатором всех дворцовых переворотов и интриг. Тайные убийства, заговоры, распространения слухов, дискредитация военачальников, казни все было дело его рук. Токтая тяготило покровительство Ногая, его пугала его власть и его влияние, которые могли в будущем обратится против него. Но на политической арене Золотой Орды росла новая сила- племя конгратов. Они были тесно связаны с домом Чингиза. Вместе с тремя другими тюркских племенами, пребывавшими в Монголии- найманами, кераитами и барласами- они возводили на трон Чингиз-хана. Они получили от него права нойонов, подтвержденные его наследниками, освобождавшими их от наказания за проступки. Их территорией владений был Хорезм, где они правили как конгратская династия до 1920 года. К слову, матерью Чингисхана была дочь предводителя племени найманов, а сам он говорил только на тюркском языке и писал на нем даже стихи. Он был и остается одной из самых таинственных фигур истории. Тюрки в древности населяли огромное пространство от Тихого океана до Каспийского моря. Древние греческие историки называли их скифами и находили их по северному Причерноморью под различными названиями – половцев, печенегов, черных клоуков(каракалпака) и другие. Знаменитый русский ученый востоковед И. Бичурин(отец Якинф), большой знаток китайской литературы по истории Центральной Азии, писал что уже в 25 гду до нашей эры китайской литературе появляется название «туркестанец» и «тюрки» . Бичурин писал: « На всей полосе Средней Азии от Восточного океана (т.е. Тихого-Г.Х.) на Запад до Каспийского моря искони обитали те же самые народы, которые и ныне населяют сию страну, вели тот же самый образ жизни , какой ведут потомки их по происшествии 2000 лет, находились в тех же пределах , в которых последние и ныне живут». Тюрки в древности создают первое государство в Центральной Азии- Тюркский каганат. Его первым государем и создателем был легендарный Огуз-хан(214-176 гг. до н.э.). Территория этого государства простиралась от Монголии до Каспийского моря. В самой Монголии проживало 21 тюркское племя и три этнических монгольских. Большая часть тюркских племен составляли основную часть армии Чингиз-хана и переселилась в Центральную Азию, слившись с местными тюркскими племенами. Центральная Азия была передана сыну Чингиза- Чагатаю и стала называться улусом Чагатая. Всего в это время на территории улуса проживало 91 тюркское племя. Самым близким племенем к Золотой Орде было племя конгратов. Токтай поспешил установить с ним родственные отношения для того, чтобы остановить возвышение к власти Ногая. Он женился на Олжай-хатун, дочери Кельмиш –ага, сестре Менгу кагана, который правил тогда в Монголии, а самую Кельмиш –ага выдали замуж за предводителя рода Салжуктай- Салжуктая. Теперь он получил право носить титул гураган, т.е. зять дома Чингиза и пользоваться всеми привилегиями, связанными с чингизидами. Кроме того слово «зять» придавало его носителю особое положение в государстве. С того времени утвердилось в Центральной Азии почтительное отношение к зятьям. До сих пор у узбеков актуальна поговорка : «Куёвни пайгамбар сийлаган» (Зятя сам пророк благословил). Появление Салжуктая, как родственника дома чингизидов, круто изменило всю ситуацию в Золотой Орде, Кельмиш ага была единственной дочерью третьего сына Чингиз-хана, Тулу и пользовалась огромным уважением в Монголии и среди родственников чингизидов. Она возвышалась и в Орде. Благодаря своей жене Салжуктай-гураган занял господствующее положение в Сарае Берке, где находилась столица государства Токтай –хана. С ним пришли и его гвардия- кипчаки, эти степные викинги, которые составили ударную силу в Золотой Орде и находились по командованием нового родственника, а теперь и союзника Токтая. Негодование Ногая не было границ. Его задвинули на вторые роли и лишили производить дворцовые перевороты и устраивать заговоры и держать в страхе ханов. Между Токтай-ханом и Ногай-ханом началась смертельная вражда. Салжуктай стал новым покровителем золотоординского хана. Вражда привела к войнам в 1297-1300 гг. В одном из сражений в 1300 году кипчаки прорвались в ставку Ногая и убили его, принося его голову Салжуктаю. Отныне Салжуктай-гураган становиться единственной защитой и опорой Токтай-хана. Рашид-ад-дин приводить два любопытных письма, которыми обменялись Токтай и Ногай, которые проливают свет на случившееся между ними. Ногай писал: «Над хорошо знает, как я много сделал для тебя, связался с вероломством и дъяволом, чтобы коварством добыть для тебя трон Саин –хана(Саин-хан кличка Бату –хана- Г.Х.). А сейчас на его троне править Салжуктай. Если мой сын Токтай желает восстановить наши прежние отношения отца-сына, пусть Салжуктай отправляется обратно в свой юрт Хорезм). На это Токтай ответил: «Он мне как отец и учитель для меня и является старым эмиром, и как я могу предать его отдать его в руки его врагов». Настоящее имя отца Токтая было Курбукай. Он был сыном неудачника среди претендентов на трон Чингиз-хан, старшего сына Джучи, которому Удегей, захватив трон кагана, не допустил к владениям, которые должны были принадлежать по праву степей и отдал их его младшему брату Батухана, в котором рано обнаружились царственные качества его великого деда. Поэтому нет ничего противоестественного в том факте, что придя к власти Токтай назвал Салжуктая своим «отцом». В отличии От безродного Ногая , он был членом дома чингизидов практически с неограниченными правами, он был нойоном и наконец, за ним была огромная армия кипчаков, ставшая верной гарантией безопасности Орды. Салжуктай был официально провозглашен отцом и покровителем Токтая и это дало права родственниекам Туркан-хатун выбить на ждвери мавзолея надпись «Эмир Токтай ибн Салжуктай» означавщее «эмир Токтай сын Салжуктая». Титул эмир лишь подтверждает убеждение в том, что это именно Токтай –хан, т.к. каждый хан Золотой Орды должен одновременно быть военачальником и носить военный титул-эмир. Так появляется надпись на двери мавзолея «Эмир сын Салжуктай». Но откуда появилась выражение «аль Узбаки»? Что связано с ним? Это ключевой вопрос, в котором заключается вся тайна мавзолея. После смерти Токтая в 1312 г. власть в Орде переходит в руки его внука Узбек-хану(1312-1340 гг.). В 1320 г. он принимает Ислам и вскоре все население его владений- Дашти-Кипчак, простиравшееся от Волги до Урала также принимает мусульманскую веру. С этих пор территория Золотой Орды стала называться «Узбак эли», т.е. страна Узбека. Его духовный отец- Занги ота провозгласил его Султан-Мухаммад-Узбек-ханом, наделив его религиозным мусульманским именем. Ему всего тридцать лет, когда он взошел на трон Золотой Орды и арабский географ ат-Бирзали писал о нем: «Он принял ислам, наделен умом, красивый и складный». При Узбек-хане влияние конгратов и рода Салжуктая в Орде стремительно растет. От Сара Берке до Ургенча, столицы Хорезма, путешествие занимало тридцать дней и между двумя столицами было организовано постоянное движение караванов, почтовых и дипломатических групп. Предводитель племени конграт женился на дочери Узбекхана – Торабекханум. Брак был счастливым и оба начали энергичные работы по созданию в Хорезме религиозных и торговых структур. В Ургенче он построил грандиозное медресе, а она Джами Мачит, соборную мечеть для молитвы по пятницам. По инициативе Узбек-хана весь Сарай Берке был застроен зданиями, сооруженными хорезмскими мастерами. Практически вся материальная культура Золотой Орды того времени создавалась их руками, умом и талантом. Хорезм стал основой возрождения былой мощи Золотой Орды. Многое изменилось и в этническом составе государства. Все население стало называть себя узбеками , а страна получила название Узбек эли (т.е. земля Узбека). Многие жители начли менять образ жизни и переходить к оседлой жизни, а некоторые по разрешению Узбек-хана и под предводительством святых аксакалов(авлиё) стали группами отправляться на новое место жительство в Маверенахр- в Чач (Ташкент), долины Зарафшана, Чирчика, Кашкадарьи, Сурхандарьи. И когда они проходили через населенные пункты и их спрашивали кто вы такие и откуда идете? Они отвечали : мы из эль Узбаки т.е. узбеки мы. Они рассеялись большими группами по всем долинам Маверенахра, смешиваясь с местными тюркским населением, со |