РАЗДЕЛ III АНТИКОЛОНИАЛЬНАЯ ДИПЛОМАТИЯ СССР. НАЧАЛО КРИЗИСА КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ  

Пока в Европе шла ожесточенная дипломатическая борьба за гегемонию на континенте, подписывались пакты, которые ничего не значили, раздавались гарантии, которых никто не обирался выполнять и созревало новое противостояние между прежними врагами, на азиатском континенте развивалось невиданное прежде по своим масштабам национально-освободительное движение азиатских народов, приведшее к острейшему кризису колониальную систему.

Победа кемалистской революции в Турции и крах Севрского договора свидетельствовали о силе и размахе революции в Азии. Она развивалась в различных формах, с различным содержанием, соответствующим своеобразным национальным условиям и традициям. Победа революции в России оказала огромное воздействие на нее, определив ее главную цель - антиимпериализм, т.е. ликвидацию империализма и колониализма. Идеи большевизма широко распространялись в неграмотных массах азиатских народов и превращались в сокрушительную идеологическую и политическую силу.

  

Г Л А В А   1.

КОМИНТЕРН: ДИПЛОМАТИЯ И ИДЕОЛОГИЯ.

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ      

 

Создание в 1919 г. Коммунистического интернационала дало в руки Советского Союза мощное средство воздействия на мировое революционное движение во всем мире. К нему примкнул ряд левых организаций, непосредственно возникших в период первой мировой войны, а также группы, вышедшие из II Интернационала после войны и объявившие себя последователями Октябрьской революции и российских большевиков. Коминтерн сыграл огромную роль в развитии коммунистического движения в Европе и Америке, количественном и качественном подъеме национально-освободительного движения в Азии.

В.И.Ленин разработал основные направления работы Коминтерна в странах, находящихся под иностранным господством. Они состояли в следующем.

1. Сформулированы определения основных течений в национально-освободительной борьбе азиатских народов. Были выделены из них два, которые коммунисты должны были поддерживать - буржуазно-демократическое и национально-революционное. В первом основными участниками были крестьяне, а во втором - революционное студенчество, интеллигенция, рабочий класс, прогрессивно настроенная мелкая буржуазия, мелкие торговцы и предприниматели, которых засилье иностранного капитала объективно вело к борьбе против него. Российский пролетариат и пролетариат передовых стран должен был помочь азиатской революции и содействовать активизации национально-освободительного движения.

2. Образовать во всех колониях и отсталых странах самостоятельные кадры коммунистов, партийные организации для проведения в широких массах идеологической и политической пропаганды идей коммунизма и Советской власти. В.И.Ленин особо подчеркивал необходимость создания Советов, как орган сплочения революционных масс в борьбе против колониализма.

3. В Центральной Азии (Туркестане) необходимо было провести реформы, чтобы продемонстрировать на деле, на практике искренность желания российских большевиков "искоренить все следы империализма великорусского для борьбы беззаветной с империализмом всемирным и с британским во главе его"1.   

Деятельность Коминтерна преследовала цель не только идеологического характера, связанного с марксистской идеологией освобождения народов от колониального ига, она была направлена прежде всего против европейских капиталистических государств и США с тем, чтобы оставить их без колоний, без источников сырья, без политического резерва, без которых они были бы обречены. Азиатская дипломатия Коминтерна и Советского государства имела ярко выраженную антиимпериалистическую направленность, носила деструктивный характер и способствовала разрушению колониальных империй. С другой стороны, по сути она являлась продолжением старой борьбы за Азию между Россией и западными державами, которая была временно приостановлена в 1907 г. подписанием англо-русской конвенции о разделе Ирана, утверждением правил сношения с Афганистаном и Тибетом. Попытки западных держав игнорировать российские интересы в Азии и вытеснить ее с азиатского континента путем различных договоров, привели к ответным действиям со стороны большевиков.

В своих первых внешнеполитических актах Советское правительство отказалось от всех неравноправных договоров и условий, ущемляющих интересы народов Востока. Принципы взаимоотношений с азиатскими народами были изложены в таких важных внешнеполитических документах Советского правительства, как "Декларация прав народов России", обращение "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока". Эти документы оказали большое влияние на общественность азиатских стран. В них формулировался альтернативный исторический путь развития угнетенных народов. Великая азиатская держава добровольно отказывалась от привилегий, за которые продолжали еще бороться западные державы и США.

25 апреля 1919 г. в Наркоминделе был создан отдел по делам Востока, который совместно с Коминтерном активно занимался азиатской политикой Советского государства.

Революция в Китае

            Синьхайская революция 1911 г. привела к свержению   антинародного    режима    Цинской династии и провозглашению Китайской республики. Революция явилась выражением процесса, который получил название "пробуждение Азии". Ее возглавил Сун Ят-сен (1867-1925 гг.), которого В.И.Ленин назвал "революционным демократом полным благородства и героизма". Суть его программы заключалась в концепции трех народных принципов: национализм, демократия, народное благосостояние. Ликвидация цинского государства привела к образованию на территории Китая трех политических регионов, между которыми шла борьба за единую власть в стране. На севере, в Манчжурии, пользуясь безвластием, доминировали милитаристские режимы - Чжан Цзо-лина, Дуань Ци-жуя, У Пей-фу, Цао Куня; в центральной части, со столицей в Пекине господствовали представители феодально-милитаристских групп, пытавшиеся сохранить в Китае феодальный режим и являвшиеся пособниками иностранных держав; на юге Сун Ят-сен с партией Гоминдан образовали в провинции Гуандун республику Южного Китая со столицей в Кантоне.

1 июля 1921 г. в Шанхае была создана Коммунистическая партия Китая. Ее основной базой явилась провинция Хунань, где находились промышленно развитые районы с национальной буржуазией и национальным пролетариатом. Между Коммунистической партией и Сун Ят-сеном установилась практическая и политическая связь и в июне 1923 г., при содействии Коминтерна, Коммунистическая партия приняла решение о вступлении в Гоминдан при сохранении компартией политической и организационной самостоятельности. Коминтерн выполнил важную задачу, объединив революционных демократов с революционными марксистами. Идеологической основой такого объединения стала совместная борьба против иностранных империалистов, хотя по многим вопросам внутренней и внешней политики позиции партий расходились. Стремление Сун Ят-сена освободить Китай побудило его пойти на сотрудничество с коммунистами с тем, чтобы создать единый фронт борьбы против иностранных поработителей. Он надеялся также получить помощь Советского Союза в этой борьбе, материальную помощь в развитии хозяйства и осуществлении его программы.

Краеугольным камнем большевистской идеологии была борьба против всемирного капитализма и развитие всемирной антиимпериалистической революции. Она подкупала и привлекала революционных демократов и создавала из них армию сторонников большевистской революции. Задача большевиков заключалась в том, чтобы, воспользовавшись борьбой в Европе между основными империалистическими соперниками, прорваться в Китай, подорвать здесь позиции иностранных держав, создать революционные базы и революционную армию и соединить российскую революцию с азиатской. Это была идеология, являвшаяся движущей силой внешней политики Советского Союза.

В соответствии с ней была разработала дипломатия и политика. В обращении к китайскому народу от 25 июля 1919 г.  Совнарком РСФСР, напомнив, что "рабоче-крестьянское правительство" объявило уничтоженными все тайные договоры с Японией и союзниками относительно Китая, предложило китайскому правительству вступить в переговоры об аннулировании всех неравноправных договоров, заключенных с 1896 по 1916 гг. Обращение, явившееся одним из важных международно-правовых актов Советского государства, содержало полный отказ от неравноправных договоров, навязанных Китаю, а также специальных прав и привилегий, включая экстерриториальность и концессии, с возвращением Китаю русской части "боксерской" контрибуции, взимавшейся с Китая после восстания ихэтуаней 1899-1901 гг., и признанием права Китая на таможенную автономию. Обращение явилось первым в истории Китая актом прямого содействия иностранной державы его борьбе за политическую независимость и национальный суверенитет.

Однако Китайская республика со столицей в Пекине вела прозападную капитулянтскую политику, серьезно опасаясь усиления влияния Советского Союза и проникновения большевистской идеологии.

Вопреки национальным интересам, пекинское правительство приняло участие в Вашингтонской конференции 1922 г. и подписало договор девяти держав, являвшийся по существу соглашением о совместном ограблении Китая империалистическими державами. Пытаясь компенсировать Китаю политику "открытых дверей", "равных возможностей", западные державы пошли на ряд серьезных уступок. Япония обязалась вывести войска из провинции Шандун, которую она получила по Версальскому договору, и территории Цзяочжао (с портом Артур), но отказалась выводить войска из Южной Манчжурии.

В связи с этим, советское правительство приняло меры по укреплению Сун Ят-сена и революционных сил Китая. Благодаря политической, военной и экономической помощи СССР и Коминтерна, созданная в провинции Гуандун Сун Ят-сеном революционная база укрепилась и стала общекитайским центром революции. Из СССР в Китай в 1924-1927 гг. было направлено 135 военных и политических советников. Революционным армиям Китая было поставлено большое количество оружия, боеприпасов, нефтепродуктов, самолетов. Для их доставки было использовано значительное число морских судов и автотранспорта.

Три главные цели были поставлены перед советскими представителями в Китае:

1. Развернуть массовое революционное движение, втягивая огромные массы народа в различные революционные организации. Сун Ят-сен должен был пробудить китайский народ. В.И.Ленин считал, что, втягивая в революционную борьбу огромные массы китайского крестьянства, партия Сун Ят-сена станет "великим фактором прогресса Азии".    

2. Создание национально-освободительной армии по типу Красной Армии. Советские военачальники во главе с В.К.Блюхером, П.А.Павловым, А.И.Черепановым, В.К.Путным организовали на острове Вампу военную школу, начальником которой был назначен коммунист, член руководства Коммунистической партии Чжоу Энь-лай. Все командиры национально-освободительной армии Китая прошли подготовку здесь, а также в советских военных академиях. На организацию школы Вампу Советское правительство выделило 2 млн. долларов.

Вместе с тем, Советское правительство наводило мосты и с пекинским правительством. 31 мая 1924 г. между пекинским и советским правительством было подписано "Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской республикой". По договору, устанавливались нормальные дипломатические отношения на уровне послов. Советское правительство объявляло лишенными силы все договоры, соглашения и т.д., затрагивающие суверенные права или интересы Китая, заключенные царским правительством с Китаем или третьей стороной. Советское правительство отказалось от права экстерриториальности и согласилось на превращение концессии на Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД) в коммерческое предприятие, управляемое совместно СССР и Китаем. Соглашение явилось прорывом в традиционных внешнеполитических сношениях Китая и создавало основы независимости и суверенности страны. Оно усиливало национально-освободительные силы китайского народа.

12 марта 1925 г. ушел из жизни Сун Ят-сен. В Гоминдане разгорелась борьба за руководство. Лидерство захватила группа прозападно настроенных деятелей, стоявших близко к Сун Ят-сену, во главе с командующим народно-революционной армией Чан Кай-ши (1887-1975 гг.). Войска под его командованием в 1926 г. начали наступление на север, чтобы объединить страну под единой властью. В марте 1927 г. был взят Шанхай, центр революционного движения. 24 марта захватили Нанкин. В апреле 1927 г. Чан Кай-ши в Шанхае произвел военный переворот и порвал с коммунистами, которые до того времени выступали в союзе с ним. Коммунисты сохранили власть в Ухани. В ноябре 1927 г. они создали в провинции Хунань на границе с провинцией Цзян-си первое рабоче-крестьянское правительство под руководством бывшего заведующего отделом пропаганды ЦК КПК Мао Цзе-дуном (1893-1976 гг.), с Чжоу Энь-лаем и Чжу Дэ (1886-1976 гг.).

В Китае сложилось троевластие. В Нанкине, Шанхае и среднем течении Янцзы господствовал Чан Кай-ши, на севере – милитарист Чжан Цзо-лин, на юге – коммунисты. Правительство США первым признало нанкинское правительство, т.е. правительство Чан Кай-ши, единственным правителем Китая. 10 сентября 1928 г. правительство Чан Кай-ши объявило себя единственным "национальным правительством" Китая. Чжан Цзо-лин признал его суверенитет и Чан Кай-ши установил свою власть над Манчжурией. Теперь его признали Англия и Япония. На юге в Хунани и Цзянси была создана революционная база коммунистов, руководимая Мао Цзе-дуном. Здесь был создан 4-й корпус Красной Армии Китая. Одновременно революционные базы были созданы и в других провинциях Китая. Центр активности Коминтерна переместился в Кантон, куда был посла вьетнамский революционер, бывший член Коммунистической партии Франции Хо Ши Мин, будущий президент Демократической Республики Вьетнам (1890-1969 гг.). Основным приоритетным направлением политики Советского государства и Коминтерна в Китае становятся южные коммунистические регионы страны. Здесь создавалась база для будущего коммунистического Китая.

В июле 1928 г. состоялся VI  съезд Коммунистической партии Китая, который принял программу дальнейшего развития китайской народной революции. Программные требования революции включали свержение господства империализма, конфискацию предприятий и банков, принадлежавших иностранному капиталу, объединение Китая, свержение антинародного гоминдановского режима. Расширение революционных баз и строительство Красной Армии стали важнейшей задачей Коммунистической партии Китая. Революция начала набирать обороты и вылилась в гражданскую войну. Она разделила страну на два лагеря  - в северной части господствовало правительство "национальной республики", во главе которого стоял Чан Кай-ши, являвшийся выразителем интересов китайской буржуазии и феодальной верхушки и взявший курс на интеграцию с западными державами и Японией; в южной части доминировала Коммунистическая партия, революционные базы и Красная Армия, которыми руководили три самых выдающихся личности – Мао Цзе-дун, Чжоу Энь-лай и Чжу Де. Она была тесно связана с Москвой и Коминтерном. Коммунистическая партия Китая и Красная Армия стали главными силами сопротивления колониализму в Китае. Закончилась эпоха господства империализма. Начиналась эпоха освобождения страны.

 

 

Г Л А В А   2.

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ДИПЛОМАТИИ "БОЛЬШОЙ ИГРЫ"

В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. АФГАНИСТАН, ИНДИЯ, ИРАН

В ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИГРЕ

СОВЕТСКОГО СОЮЗА

 

Советскому правительству не нужно было ничего придумывать в азиатской дипломатии. Здесь была готова дипломатия "большой игры" которая велась в Центральной Азии между Российской и Британской империями на протяжении XIX и начала ХХ в. Она охватывала Афганистан, Индию и Иран. Российские дипломаты обладали богатым опытом использования народных масс этих стран в борьбе против британского колониализма. На службу советской дипломатии были привлечены старые царские кадры, которые в свое время внесли неоценимый вклад в успешное продвижение царизма в Азии. Осенью 1919 г. было открыто восточное отделение Академии Генерального Штаба, где занятия вели старые царские генералы, такие как генерал А.Снесарев, 10 лет прослуживший начальником Памирского погранотряда, имевшие тесные связи с лидерами освободительного движения в Индии, Кашмире, Афганистане.

В лекциях А.Снесарев подчеркивал исключительную важность завоевания Россией Синьцзяна, Афганистана, Центральной Азии и Кашмира, как непосредственных подступов к Индии. Весь его курс лекций был построен на "предположительном наступлении на Индию" как основной идее, в которой он не видел ничего невероятного.2 Эта идея стала ведущей в советской политике в Индии, Афганистане и Иране. Для наступления на Индию, разумеется, у советского государства не было возможностей, но сохранить "угрозу" Индии, вселить в Англию страх за свою колониальную жемчужину Советский Союз мог.

  Афганистан 

        Азиатская дипломатия В.Ленина отличалась глубоким       прагматизмом      и       универсализмом,
находившими применение в любой обстановке азиатских стран. Как и всякий тоталитарный режим, Советское государство осуществляло трудно предсказуемую макиавеллистски-византийскую политику, главным принципом которой было – "цель оправдывает средства". Ее лозунги борьбы с империализмом были привлекательны для всех угнетенных народов, а обещание помочь в борьбе за свободу возбуждало романтику революционной борьбы среди их политических лидеров. Афганистан был самым близким соседом и сюда был направлен главный удар ленинской дипломатии.

В феврале 1919 г. к власти в Кабуле пришел эмир Аманулла, тесно связанный с движением младоафганцев, выступавших за восстановление независимости страны и проведение реформ по модернизации страны. 28 февраля Афганистан был провозглашен независимым государством. Англия отклонила предложение о пересмотре отношений на основе равноправия и приступила к подготовке новой колониальной войны против Афганистана.

Между тем, Советское государство спешно признало 27 марта 1919 г. независимость и суверенитет афганского государства. В апреле 1919 г. Аманулла направил обращение на имя Ленина, в котором отмечалась "неотложная необходимость" советско-афганского заявления о союзе и дружбе. В.И.Ленин в ответном послании заявил о готовности Советского правительства немедленно обменяться посольствами с Афганистаном. Поддержка Советского государства укрепила позиции Афганистана и вдохновила афганцев решительно противостоять английской интервенции.

В мае-июне 1919 г. Англия развязала войну против Афганистана. Афганские ополченцы, в который раз, доказали свою преданность родине и одержали победу. В августе 1919 г. в Равалпинди был подписан прелиминарный мирный договор, в приложении к которому Англия признала независимость Афганистана. В ноябре 1921 г. был подписан окончательный англо-афганский мирный договор и между обеими странами были установлены дипломатические отношения.

Советское государство решило воспользоваться новой ситуацией в Афганистане и сделать его своим надежным союзником на Среднем Востоке. Афганистан представлял собой стратегически важный пункт для Советского государства, являясь фактически мостом к Индии. Он непосредственно примыкал к ней и мог в будущем сыграть огромную роль не только в подрыве английских позиций, но и в усилении советского влияния на Среднем Востоке. В тех условиях для Советского государства представлялась отличная возможность не только для развития "бури над Азией", но и для осуществления старых планов царской России завоевания Индии и выхода к теплым морям.

27 ноября 1919 г. В.И.Ленин написал письмо Амануллахану, в котором призвал заключить соглашение о дружбе и торговых отношениях и для "общей борьбы против самого хищного империалистического правительства в мире - Англии". Он призывал также Амануллахана продолжать борьбу за осуществление идей пан-исламизма, расценивая Афганистан как "единственно независимое мусульманское государство в мире". Перед афганским народом, писал В.И.Ленин, стоит "великая историческая задача объединения вокруг себя все угнетенные мусульманские народы и повести их по пути свободы и независимости". Это письмо В.И.Ленина не было опубликовано в советских изданиях ленинских работ, хотя в примечаниях к полному собранию сочинений есть упоминание о нем. Впервые оно было опубликовано американским автором Луисом Фишером в книге "Советы в мировых делах", изданной в Нью-Йорке в 1956 году. По-видимому, считалось неудобным публиковать призыв к пан-исламизму, тогда как в самом Советском государстве его проповедь считалась тяжким уголовным преступлением, подлежащим высшей мере наказания - расстрелу.

Советское государство стремилось эффективно использовать ислам в своей дипломатии и политической борьбе против западных держав в Азии. Первая мировая война подняла огромную волну пан-исламской идеологии и модернистского движения в исламских государствах, известного как джадидизм в Туркестане, младобухарцев и младохивинцев, младоиранцев, младотурков и младоафганцев. Амануллахан, как и все население Афганистана, был фанатичным приверженцем ислама, свято исполнявшим все заповеди Корана и мечтал создать новый халифат с центром в Кабуле.

Письмо В.И.Ленина вдохновило его. Он назначил министром иностранных дел известного богослова Махмуда Тарзи (1866-1935 гг.), который также поддерживал его идеи объединения мусульманских народов. Турецкая империя пала и Амануллахан считал, что должен заменить турецкого султана, как верховного вождя ислама, имеющего право объявить джихад (т.е. священную войну). Естественно, начинать нужно было с ближайших соседей, т.е. Бухары, Хивы, Ирана и территорий Индии, населенных мусульманами. Так, в Кабуле возникло решение о создании Лиги центральноазиатских мусульманских государств, регенерацию которого можно наблюдать и в настоящее время.

Амануллахан решил начать с Бухары, с которой его страна могла установить сообщение по Амударье. Момент был удобный, т.к. Россия была охвачена гражданской войной и афганскому эмиру, казалось, было нетрудно создать союз с Бухарой. Сразу же по окончании англо-афганской войны мать Амануллыхана направила письмо Сайиду Алимхану, эмиру Бухары, в котором призывала его заключить союз с Афганистаном. Ссылаясь на письмо В.И.Ленина от 27 ноября 1919 г., она писала: "Аманулла заключил договор с Россией на условии, что она признает независимость Бухары"3. Трудно сказать, как письмо попало в руки советских властей в Ташкенте, но реакция была быстрой. Ташкентское советское правительство написало Амануллахану ноту, в которой ставило в известность о получении письма и выражало свои подозрения насчет искренности афганских властей.

Предупреждение советских властей Амануллахан игнорировал. В октябре 1919 г. он отправил в Бухару шестьдесят военных инструкторов, имевших опыт войны против англичан, 6 экспертов в производстве вооружения и шесть пушек. Позже в Бухару были доставлены еще четыре орудия  с артиллеристами и два боевых слона.4 Амануллахан стремился завязать связи с басмаческим движением. В декабре 1919 г. группа афганских военных пробралась нелегально в Фергану и встретилась с одним из лидеров басмачей Маадминбеком (Мохаммад Амин), который незадолго до этого вступил в соглашение с Иргашем и другими лидерами боевых отрядов Ферганской долины. Они обещали ему военную помощь, но в ответ он должен был создать Учредительное собрание, которое создало бы комитет по сотрудничеству с Афганистаном. Мадаминбек оказался гораздо более проницательным, чем думал Амануллахан, и потребовал, чтобы афганское правительство ясно высказалось о своих целях и точно заявило, что оно добивается в Центральной Азии. Чтобы завоевать доверие Советской власти, он поставил в известность об афганской делегации большевистское правительство в Ташкенте. Большевики получили важную информацию о двойной игре восточного правителя и на всякий случай предприняли ответные меры, захватив населенный пункт в Банди-Султан (Пендинский оазис), откуда шли каналы орошения в Гератской долине. Афганские солдаты бежали, боясь попасть в плен. Для Амануллыхана это был поучительный урок, убедивший его в слабости своих войск.

В сентябре 1920 г. в Бухаре произошла революция, инспирированная большевиками и их представителями, состоявшими большей частью из прежних младобухарцев. Эмир был свергнут, эмират ликвидирован, а в Бухаре было объявлено о создании советской власти - Бухарской Народной Советской Республики. Большевики захватили власть.

Сайид Алимхан бежал в Афганистан и поселился в Кабуле. Здесь он начал активную антисоветскую деятельность. В Бухаре у него сохранились многочисленные агенты, которые постоянно информировали его о положении в стране и сами исполняли его указания, направленные на подрыв советской власти. Кроме того, два крупных басмаческих соединения действовали в бывшем эмирате. Ими руководили бывший министр обороны Османской империи Энвер-паша с его приближенными Талат-пашой и Салах-пашой, которые прибыли из Турции и присоединились к нему в Бухаре, и Ибрагимбек, один из старых командиров армии эмира (сарбазов).

Амануллахан осуществлял отправку людей и военного снаряжения через границу в помощь басмачам. Группами и по отдельности добровольцы из Британской Индии и Афганистана тайно переходили границу и присоединялись к басмаческим отрядам. На севере был назначен специальный  командующий, с поручением помогать басмачам. Им был назначен один из высших офицеров афганской армии - Надирхан. Он руководил операциями командного пункта, расположенного вблизи границы.

В августе 1922 г. погиб Энвер-паша, Талат-паша покончил самоубийством, Салах-паша также погиб. Все надежды, связанные с развитием басмаческого движения в Центральной Азии, рухнули. На северном берегу Амударьи начал укрепляться большевизм и практически не оставалось сил, которые могли помешать ему утвердиться во всем регионе. Массовая атеистическая пропаганда начала давать результаты. Мечети насильственно закрывались, муллы лишились работы, богословские центры в Бухаре, Хорезме и Самарканде ликвидировались. Социально-политические и экономические реформы подрывали основы ислама. Амануллахан был в панике - все это могло в будущем перенестись и на территорию его страны. Он тайно встретился с британским послом в Кабуле Фрэнсисом Хэмфри и просил о вмешательстве, но получил отказ: англичане еще помнили третью англо-афганскую войну и его стремление столкнуть Россию и Англию в этой войне. У англичан были планы свержения Амануллыхана и поддерживать его не собирались ни в какой форме. Отказали они в помощи и бухарскому эмиру Сайид Алимхану - он был им неприятен своим гаремом, сладострастием, пороками.5

Амануллахан вновь решил обратиться к России и добиться от нее обязательств не переносить борьбу с басмачами на территорию Афганистана. Случай представился в 1925 г. В ноябре 1925 г. остров Орта-Тугай на Амударье был захвачен советскими войсками, прогнавшими отсюда афганский гарнизон. Афганистан выразил протест и советские власти согласились передать дело в смешанную комиссию, которая должна была окончательно решить вопрос о дальнейшей судьбе острова. Комиссия, которая состояла из советских и афганских представителей, вынесла решение о передаче острова Афганистану. В связи с этим ташкентская газета "Правда Востока", официоз ташкентского правительства, опубликовала серию статей и в одной из них 10 марта 1926 г. говорилось: "если небольшой инцидент по вопросу маленького острова на Амударье показывает наше миролюбие и наше желание поддержать дружеские отношения с афганским народом, то нам представляется, что афганское правительство должно сделать из этого правильное заключение". Амануллахан сделал из этого инцидента правильные выводы. Во-первых, советское государство обладало неизмеримо более мощной армией, чем он предполагал. Она могла легко оккупировать северный Афганистан, где, в основном, проживало узбекское население, которое угнеталось и дискриминировалось пуштунами и легко могло перейти в советское подданство; во-вторых, напряженная внутренняя обстановка в Афганистане вынуждала его сконцентрировать вооруженные силы в центральных районах страны; наконец, в пограничных районах вблизи Пешавара появились английские агенты во главе с известным полковником Лоуренсом, который под именем Тома Шоу искал подходящую кандидатуру на афганский трон.

Амануллахан решил поспешить заключить с Советским Союзом договор, который восстанавливал бы прежние дружеские отношения. 31 августа 1926 г. в Пагмане советские и афганские представители подписали договор о нейтралитете и ненападении, по которому обе стороны обязывались не вмешиваться во внутренние дела друг друга. По договору устанавливалось регулярное воздушное сообщение между Ташкентом и Кабулом. Договор положил конец рейдам басмаческих отрядов с территории Афганистана, лишил их постоянных баз и стал новым шагом в укреплении дружеских отношений между Советским Союзом и Афганистаном.

Этот договор заставил Англию поспешить со свержением Амануллыхана. Центральная Азия вновь возвращалась к дням "биг гейма" (большой игры) - англо-русской борьбе за влияние в регионе. Для Англии пагманское соглашение представлялось как шаг к сближению между Афганистаном и Советским Союзом, которое она не могла допустить ни в коем случае. Англия выжидала удобный случай и готовила пограничные племена к восстанию против центрального правительства. У полковника Лоуренса на этот случай был большой опыт. Он знал, как слабы бывают государства мусульманских стран, когда против них выступает духовенство.

В 1928 г. Амануллахан совершил поездку по странам Европы и по возвращении осуществил ряд реформ по модернизации Афганистана. Против них выступило высшее духовенство. В сентябре 1928 г. в восточном регионе страны вспыхнуло восстание, которое возглавил некий Бачаи-Сакао, бывший унтер-офицер армии, дезертировавший и возглавивший отряд вооруженных грабителей. Он добился широкой поддержки со стороны духовенства, феодальных элементов, чиновников и части военнослужащих. Амануллахан оказался в изоляции. Полковник Лоуренс поднял восстание пограничных племен, всегда отличавшихся неповиновением центральным властям.

Англичане пошли на открытое вмешательство во внутренние афганские дела. Посол Хэмфрис тайно встретился в Бачаи-Сакао и заявил о своих симпатиях к нему. В декабре войска под командованием Бачаи-Сакао осадили Кабул. 14 января 1929 г. Амануллахан вынужден был отречься от престола и бежал в Кандагар. 19 января 1929 г. Бачаи-Сакао был провозглашен эмиром Афганистана. Исследователи, занимавшиеся этим восстанием, единодушно утверждают, что оно было организовано и проведено Англией. Английскому правительству важно было убрать Амануллухана, считая, что он предался России, и утверждение Бачаи-Сакао могло вернуть равновесие в Центральной Азии.

Однако в Москве думали иначе. Приход к власти авантюриста без рода и племени, без определенных взглядов и принципов мог подорвать тот хрупкий мир, который был достигнут при прежнем короле и ликвидировать Пагманский договор. В Ташкенте срочно был собран небольшой отряд вооруженных афганцев, которые во главе с афганским послом в Москве Гулямом Наби, получившим оружие, боеприпасы и благословение советского правительства, направились в Афганистан. Они перешли Амударью и взяли Мазари-Шариф. Однако дальше им не удалось развить успех, т.к. встретили ожесточенное сопротивление со стороны местного населения, которое было настроено против Амануллыхана.

Бачаи-Сакао принял ответные меры. В мае 1929 г. он собрал т.н. Национальную ассамблею, на которой были представлены бывший бухарский эмир Сайид Алимхан, курбаши Ибрагимбек, командир одного из самых крупных басмаческих отрядов и один из самых непримиримых врагов Советской власти, а также полевые командиры нескольких крупных туркменских отрядов, живших недалеко от Кушки.6 После этого собрания вновь наблюдается активизация басмаческих рейдов на территорию Центральной Азии.

Весной 1929 г. в борьбу за трон вступил бывший военный министр Амануллыхана генерал Махаммад Надирхан. Он воспользовался трудностями, с которыми встретился Бачаи-Сакао, сопровождавшимися стихийными выступлениями народных масс и ослаблением государственной власти. Надирхану удалось собрать довольно значительную вооруженную силу и, имея опыт в военных действиях, он быстро добился успехов. 8 октября его армия, нанеся крупное поражение войскам эмира, овладела Кабулом. Бачаи-Сакао бежал, но был схвачен и 2 ноября 1929 г. казнен вместе со своими ближайшими приспешниками. 15 октября Надирхан въехал в столицу и на собрании своих приближенных и сторонников был провозглашен падишахом (т.е. королем) Афганистана и стал называться Надиршахом.   

Надиршаху удалось консолидировать власть в стране. Было создано ополчение из различных пуштунских племен, ставшее прочной основой его власти. Он упорядочил налоговую систему и ужесточил борьбу с казнокрадством - этим вечным злом азиатского общества. В октябре 1931 г. на Лойе Джирге (совет племен) была принята первая конституция Афганистана. Права афганских подданных регламентировались не только гражданскими законами, но и положениями мусульманского права - шариата. Учреждался парламент, состоявший из двух палат.

Во внешней политике был объявлен курс на нейтралитет и развитие равноправных отношений со всеми странами. Этот принцип был записан и в конституции страны. Но обстоятельства вынудили нового афганского самодержца несколько скорректировать это положение. Значительную роль сыграли басмаческие отряды, укрепившиеся на севере Афганистана. В апреле 1931 г. до Надирхана дошли сведения, что между Ибрагимбеком, а также другими басмаческими полевыми командирами Эшоном Исакханом, Алимардоном Датхо, Ташметбеком, Гаиббеком и англичанами ведутся переговоры, которые угрожают мирным отношениям между Афганистаном и Советским Союзом. Англия намеревалась создать буферную зону между Таджикистаном и Афганистаном, которая была бы населена сторонниками Ибрагимбека, а сам он должен был стать ее правителем.

Надирхан отнесся к этой информации достаточно серьезно. Недавние события достаточно убедили его, какой опасности для его страны грозит такое присутствие Англии. В июне 1931 г. советский кавалерийский отряд, преследуя Ибрагимбека, перешел Амударью и вторгся на территорию Афганистана на расстояние в 50 км. Никакая сила не могла бы выдворить отсюда советские войска, если бы не добрая воля советского командования. Это был ответ Советского правительства на действия Англии.

Поэтому, когда Советское правительство в июне 1931 г. предложило подписать договор о нейтралитете, Надирхан с готовностью согласился и не стал тянуть с переговорами, а подписал представленный текст договора. 24 июня 1931 г. в Кабуле был подписан советско-афганский Договор о нейтралитете и взаимном ненападении. Он возобновлял пагманский пакт 1926 г. Договор предусматривал соблюдение нейтралитета по отношению к другой стороне в случае войны или военных действий последней с одной или несколькими третьими державами. Стороны взаимно отказывались от нападений на другую сторону и на территории, находящиеся в ее владении, а также от действий, которые могли бы причинить ей политический или военный ущерб; они взаимно отказывались от соглашений военного или политического характера, направленных против другой стороны; Афганистан и Советский Союз отказывались от вмешательства во внутренние дела друг друга и обязались не допускать существования на своих территориях вооруженных отрядов и организаций, враждебных другой стороне. Каждая из сторон заявляла также, что не имеет никаких обязательств в отношении третьего государства, которые противоречили бы договору.

Договор устанавливался на пять лет с продлением по согласию сторон. Срок действия договора неоднократно продлевался (29 марта 1936 г., 18 декабря 1941 г., 6 августа 1965 г.). Протоколом, подписанным 10 декабря 1975 г. в Кабуле его действие было продлено на 10 лет с автоматическим продлением на 5-летние периоды, пока одна из сторон не заявит о своем намерении прекратить его действие.

Договор имел важное значение в судьбах Афганистана. Он обеспечил ему гарантии безопасности на северных границах и возможность дальнейшего упрочения его международного положения. Договор признавал суверенитет Афганистана в его традиционных национальных границах и давал ему возможность утверждения своего международно-правового статуса как субъекта международного права. За всю историю Афганистана это был первый международный договор, который признавал его суверенные права и суверенное равенство в международных отношениях. В течение более сорока лет он надежно сохранял независимость Афганистана, неприкосновенность границ, целостность его территории и стабильность его государственности.

Договор имел также большое значение для Советского Союза. Прежде всего он пресекал осуществление планов Англии по использованию территории Афганистана для организации военно-политических акций против южных границ государства. В Центральной Азии договор на долгие годы закрыл возможность всякого общения местных народов с зарубежными странами. Советские власти постарались, чтобы граница с Афганистаном была надежно заблокирована, общение с ним проходило по узкой Гератской долине и по речным пароходам через Амударью. Мост в Термезе был построен лишь в 1982 г. и служил сообщением с советскими войсками в Афганистане.

Советские власти активно содействовали развитию экономических отношений с Афганистаном. В условиях мирового экономического кризиса, когда мировая экономика оказалась подорванной и возможность экономических отношений с развитыми капиталистическими державами сузилась, торговля с Советским Союзом стала для афганской экономики единственной "дорогой жизни" и приобрела решающее значение в ее развитии. В 1932 г. СССР занимал первое место в экспорте Афганистана и второе - в импорте. СССР покупал афганские товары по твердым ценам, независимо от колебаний мировой рыночной конъюнктуры. Это помогло стране избежать больших валютных потерь ввиду общего ухудшения условий внешней торговли.

Советский Союз помог Афганистану создать основы национальной промышленности. С его помощью были построены хлопкоочистительные заводы, мельницы, ряд ирригационных сооружений. Это дало возможность советскому государству создать благоприятные условия для усиления своего влияния в стране.

В ноябре 1933 г. Надиршах был убит одним из сторонников бывшего короля Амануллыхана. Трон перешел к его сыну Мухаммаду Закиршаху. При новом короле связи с северным соседом продолжали укрепляться. Благодаря утверждению стабильности в северных провинциях, укреплялся суверенитет Афганистан, благодаря чему расширялись его внешнеполитические связи. В 1933 г. были подписаны договоры о дружбе с Турцией и Ираном, установлены дипломатические отношения с Саудовской Аравией и Ираком. На Среднем Востоке устанавливалась новая система международных отношений, основой которых стали суверенные государства, связанные взаимными узами и общими интересами борьбы за укрепление своей независимости. Для Советского Союза создание такой системы имело огромное значение. Южные границы государства оказались под надежной защитой. Афганистан из страны с преобладающим английским влиянием превратился в доброго соседа.

  Иран 

        24 ноября 1917 г. Советское правительство опубликовало обращение  ко  всем  трудящимся  мусульманам  России  и Востока, в котором заявлялось: "договор о разделе Персии порван и уничтожен. Как только прекратятся военные действия, войска будут выведены из Персии и персам будет обеспечено право свободного определения своей судьбы". В декабре 1917 г. советское правительство объявило о начале эвакуации советских войск из Ирана. Были опубликованы тайные договоры, заключенные царской Россией с Англией и другими государствами, которые касались Ирана и ущемляли его права как независимого государства.

Эти шаги советского правительства носили главным образом характер идеологической дипломатии, рассчитанной на создание соответствующего общественного настроя в Иране, сохранение политического влияния Советской России и формирование просоветского революционного движения. Путем различных пропагандистских действий Советское государство стремилось внедрить в иранское общество убеждение о полном разрыве со старой царской захватнической политикой, обязывая Англию, со своей стороны, сделать то же самое. Идеология и пропаганда становились главным оружием советской дипломатии в Азии, позволявшим Советскому Союзу добиваться в азиатских странах немалых успехов.

12 января 1918 г. в Тегеран прибыл неофициальный представитель Советской России Бравин. Он привез с собой ноты от Ленина шаху. В письме Ленина шаху приносились извинения за прошлые агрессивные действия царской России, обещана компенсация за нанесенный Ирану ущерб. Главной целью этих нот, несомненно, искренних по своему духу, было возбуждение в иранских демократических кругах антианглийских настроений. Английский автор П.Эвери, профессор Кембриджского университета пишет в своей фундаментальной монографии "Современный Иран": "В Тегеране эти письма возбудили антианглийскую пропаганду, которая сделала положение проанглийских политиков опасной. Они подверглись риску нападения и даже убийства из-за злословия и пропагандистских инсинуаций прессы..." и далее: "Газеты демократов приняли жесты России с восторгом. Это не означало, что иранцы были обмануты показным доброжелательством нового русского правительства, а предложение компенсации расценивалось лишь как предложение того, что законно принадлежало Ирану; но пропагандистская акция, принятая с тем цинизмом, которую она заслуживала, стала для них предлогом, использованная как палка, чтобы вышибить дух англичан".7 Атмосфера в Тегеране стала настолько зловещей, что английским дипломатам надо было принимать срочно ответные меры для противодействия мощному советскому дипломатическому наступлению. Письмо Ленина шаху, буквально, наэлектризовало обстановку в стране и грозило обернуться против англичан крупными политическими неприятностями. Ситуация усугублялась опасностью превращения Ирана в коридор проникновения в Индию советской пропаганды. Линия индийских железных дорог в 1915 г. была доведена до Захедана, находящегося на территории Ирана, и отсюда могла быть начата советская пропагандистская атака против английского владычества в Индии. Страх за свои индийские владения, доходящий до параноидальной болезни "русской угрозы", заставил английский кабинет поручить лорду Керзону выработать новую концепцию азиатской политики для осуществления, в первую очередь, в Иране.

План преобразования Ирана должен был быть направлен на осуществление экономических, политических и военных реформ с тем, чтобы сделать страну полезным партнером Англии в Азии. В британских дипломатических кругах, однако, справедливо опасались, что обычная процедура таких реформ могла дать основание для вмешательства Франции и США, которые, разумеется, воспользовались бы удобным случаем для китаизации Ирана с принципом "равных возможностей" и "открытых дверей". Англия должна была действовать осторожно, чтобы проведенные реформы дали ей возможность занять верховное положение во всех сферах экономической, политической и социальной жизни страны.

К великому огорчению президента США В.Вильсона, иранская делегация не была допущена на Версальскую конференцию. Британская делегация ссылалась на то, что иранские представители участвовали в брест-литовских переговорах на стороне Германии и по их совету в договор был включен VIII пункт, который требовал вывод российских войск с территорий других государств. Но главное заключалось не в этом. Иран представил программу требований, которая вызывала резкое возражение Ллойд-Джорджа. Они предусматривали расширение границ Ирана. На севере Амударья должна была быть признана его границей в Центральной Азии. На западе в состав Ирана включался Мосул и границы достигали Евфрата. Иранские правители, вдохновленные ослаблением России и ее уходом из Ирана, пытались воссоздать древнее сасанидское государство и стать суверенным, независимым влиятельным государством. Это было как раз то, чего не могла допустить Англия.

Вместо этого абсурдного амбициозного проекта английские дипломаты предложили заключить англо-иранский договор. В Тегеран был направлен опытный английский дипломат Перси Кокс, прослуживший долгие годы в Персидском заливе. Как и все английские офицеры, служившие в Иране, он блестяще владел персидским и арабским языками и был знаком практически со всеми влиятельными политическими деятелями в Иране и социальной элитой в Тегеране.

Неясно, каким образом ему удалось склонить иранских государственных деятелей к подписанию договора и какими мотивами руководствовались иранские политики при его подписании - это, вероятно, так и останется навсегда тайной. Но, несомненно, дело не обошлось без крупной взятки. Коррумпированность иранских высших чиновников всегда использовалась и английскими, и предпринимателями и политиками и дать взятку премьер-министру или министру иностранных дел, чтобы добиться соглашения по какому-либо вопросу, считалось проявлением уважения или элементарной вежливости.

Так или иначе, английским дипломатам удалось добиться подписания 9 августа 1919 г. договора "О британской помощи для содействия прогрессу и благополучию Персии". Договор, как это обычно делала британская дипломатия, предусматривал клятвенные заверения Англии уважать иранскую независимость и территориальную целостность. По договору, Англия обещала посылать советников за счет Ирана в различные отрасли государственного аппарата; создать смешанную комиссию из английских и иранских экспертов в целях реорганизации иранской армии по английскому образцу, которая сохраняла бы порядок в стране и охраняла границы. Все вооружение и снаряжение, а также униформу Англия бралась обеспечить сама за счет иранского правительства. Финансирование реформ производилось путем предоставления английского займа в 2 млн. ф.ст. на 20 лет из расчета 7 % годовых под обеспечение таможенных и других доходов иранского правительства. В соответствии с договором, предполагалось создать смешанное англо-иранское предприятие для строительства в Иране шоссейных и железных дорог.

В XIX в., когда Россия выступала противовесом английской политики в Иране, такой договор был бы неслыханным и был бы пресечен российским правительством безо всяких условий. Теперь обстоятельства изменились и Англия спешила установить фактический протекторат над страной. Иран должен был процветать, но под покровительством Англии. Однако, Англия просчиталась. В Иране появилась новая сила - иранская общественность, которая в позиции Советского государства увидела альтернативу развития своих международных отношений. Договор вызвал бурные протесты иранской общественности. Меджлис не ратифицировал его и в феврале 1921 г., в день подписания советско-иранского договора, иранское правительство официально объявило об аннулировании договора с Англией.

В городах начались массовые демонстрации и митинги протеста против англо-иранского соглашения. Для борьбы за аннулирование соглашения возникли тайные общества. К концу 1919 г. вся страна была охвачена революционным движением. Утверждение Советской власти в Закавказье имело важное значение в развитии антианглийского движения. В апреле 1920 г. началось восстание в Иранском Азербайджане. Народное движение против соглашения начало переходить рамки антианглийских выступлений и превращалось в революционное политическое движение за суверенитет страны, утверждение в стране демократических порядков. В южном Азербайджане была создана Демократическая партия. Она начала издавать свою газету, в которой печатались статьи, направленные против англичан, коррумпированных чиновников, с требованием не допустить ратификации англо-иранского договора.

Азербайджанские революционеры в конце апреля 1920 г. захватили власть в Тавризе. Это был демократический переворот, который оказал влияние на национально-демократическое движение в стране. Наиболее сильное национально-освободительное движение в Иране в 1919-1920 гг. происходило в Гиляне. Здесь было провозглашено образование Гилянской республики. В Энзели советский флот высадил десант. Англичане вынуждены были эвакуировать Энзели, а затем и Гилян. В Гиляне было создано временное революционное правительство, в котором лидер революции Кучек хан занял пост военного комиссара. В.И.Ленину было отправлено письмо с приветствием от имени народа, взявшего в Гиляне власть в свои руки. В июне 1920 г. в Энзели было объявлено о создании Коммунистической партии. Были созданы воинские части, названные Красной Армией. Революционное движение начало перекидываться и в другие районы Ирана. Вместе с требованием аннулирования англо-иранского соглашения, в нем появились требования политического и социального характера. Отличительной чертой политической ситуации, сложившейся в странах, оказавшихся под воздействием революции в России, являлось утверждение патриотически настроенных революционных демократов в качестве решающей политической силы, оказывавшей сильное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику страны. Каждое проявление проимпериалистической соглашательской политики правителей, каждая попытка предать национальные интересы и нанести ущерб национальному суверенитету, вызвали бурную реакцию и вспышку политических выступлений, в которых требования внешнеполитического характера переплетались с социальными и экономическими требованиями. В Иране борьба против англо-иранского договора превратилась в иранскую революцию.

Правящие круги Ирана во главе с шахом начали искать выход из политического кризиса. Они установили связи с казачьей дивизией, которая была в то время единственной организованной и дисциплинированной регулярной вооруженной силой. Английским офицерам удалось устранить русских офицеров, командовавших дивизией. Для англичан представилась возможность захватить военную власть без военной интервенции, которая была обречена на провал. Главная ставка была сделана на полковника Реза хана, который играл видную роль среди персидских казачьих офицеров.

21 февраля 1921 г. части персидских казаков вступили в Тегеран, и Реза хан фактически установил свою власть в столице. Фактически действиями казаков руководили английские офицеры, находившиеся в казачьих частях в качестве инструкторов. Казаки захватили правительственные здания в столице и арестовали около двухсот иранских сановников и видных государственных деятелей. Было образовано новое правительство во главе с Сеидом Зия, открытым сторонником Англии. Реза хан был назначен командиром казачьей дивизии, а затем военным министром.

Новое правительство столкнулось не только с революционным движением, но и деградацией сельского хозяйства, основой иранской экономики. Его первостепенной задачей было восстановить прежние традиционные рынки, на которые была сориентирована иранская экономика в конце XIХ и начале ХХ вв. Поэтому Россия и отношения с ней были в центре внимания правительства Сеида Зия. Россия была главным потребителей иранского хлопка, шелка, овечьих шкур. Не меньшее значение имело предоставление российским предпринимателям концессий на рыбную ловлю у берегов Ирана на Каспийском море. Доход от этой концессии составлял примерно 20 тыс. ф.ст. в год.

Это обстоятельство заставило Сеида Зия поспешить с заключением договора с Советской Россией, который был уже готов к подписанию. Тем более, что такой договор мог бы помочь притупить острие народной борьбы против англо-иранского договора. 26 февраля 1921 г. в Москве посол Ирана Ансари, с одной стороны, и Чичерин с Караханом, с другой, подписали советско-иранский договор. В этот же день был аннулирован англо-иранский договор 1919 г. То, что оба акта произошли в один день, явилось не простым совпадением, а продуманным действием со стороны Сеида Зия, который тем самым демонстрировал иранской общественности, что Советский Союз является приоритетным направлением в иранской внешней политике. Многие обозреватели увидели в этом действии возвращение Ирана к старым временам англо-русского соперничества, когда иранское правительство, ради сохранения независимости, играло на противоречиях двух держав, обеспечивая постоянный баланс в т.н. "большой игре" Англии и России в Центральной Азии. Иран еще не мог играть самостоятельной роли в международных отношениях, хотя ситуация во многом претерпела изменения, т.к. Россия преобразилась в экономическом и политическом отношении и не могла играть прежней роли. Действия иранского правительства были временными тактическими маневрами, направленными на выигрыш времени в расчете на спад антианглийского движения.

Вместе с тем и сам договор, проект которого был представлен советской стороной, был чрезвычайно выгоден Ирану. Советское государство проявило невероятную щедрость, уступая иранской стороне огромные материальные ценности, которые царская Россия накапливала сотню лет. В Москве считали, что политические выгоды от сделки и идеологическое воздействие могут с лихвой перекрыть материальные потери и, в конечном счете, помогут вытеснить из Ирана Англию, сделать Иран важным союзником в развитии антиколониального движения на Востоке. Как показали последующие события, расчеты Коминтерна и советского правительства оказались необоснованными. Англия не собиралась уходить из Ирана и у нее было достаточно политического и дипломатического ресурса для сохранения своих позиций в стране, да и иранские верхи (феодалы, крупные торговцы, чиновничество, многочисленные шахские родственники и приспешники) отнюдь не желали быть воинами Коминтерна.

Договор практически состоял из трех составных частей:

1. Договор юридически оформлял отказ Советской России от всех договоров и соглашений, заключенных бывшим царским правительством, которые наносили ущерб независимости и суверенитету Ирана. Советское правительство полностью отказывалось от финансовой политики царского правительства и всяких прав на займы, предоставленные Ирану царским правительством, объявив их недействительными и не подлежащими оплате. Оно отказывалось также от всех требований на пользование теми государственными доходами, которыми гарантировались эти займы. Ирану передавался мощный Учетно-ссудный банк Персии со всеми денежными суммами, ценностями и ценными бумагами, со всем движимым и недвижимым имуществом банка, находящимся на территории Ирана. Советское правительство также передавало Ирану остров Ашурада и другие острова на Каспийском море вблизи Астрабадской, видимо посчитав, что они излишние для государства. Иран не имел к ним никогда никакого отношения. Остров Ашурада был заселен русскими казаками и объявлен территорией Российской империи в результате экспедиции Берковича-Черкасского в 1714 г.

2. Советское правительство отказывалось от всех русских концессий, полученных при царизме, и безвозмездно передало Ирану все русские сооружения на его территории: железные и шоссейные дороги со всеми относящимися к ним землями и инвентарем, подвижным составом; пристани, товарные склады, пароходы, баржи; все выстроенные царским правительством телеграфные и телефонные линии со всем имуществом, зданиями и инвентарем; порт Энзели с товарными складами, электрической станцией и другими постройками.

Всего советское правительство передало Ирану ценностей на сумму свыше 100 млн. рублей золотом.8 За эту щедрость Советское правительство добилось включения в договор статей 5 и 6, которые, как полагали в Москве, должны были обеспечить безопасность южных границ государства. Статья 5 устанавливала взаимные обязательства сторон не допускать на своей территории групп или организаций, ставящих своей целью борьбу против Ирана и России, а также не допускать пребывания войск или вооруженных сил какого-либо третьего государства, пребывание которого создавало бы угрозу границам, интересам или безопасности другой стороны. В договор была также включена статья 6, которая считалась торжеством ленинской дипломатии. Она предусматривала ввод российских войск на территорию Ирана "в случае, если со стороны третьих стран будут иметь попытки путем вооруженного вмешательства осуществлять на территории Персии захватную политику или превращать территорию Персии в базу для военных выступлений против России". Иранское правительство пошло на включение статьи 6 в договор, очевидно, понимая неосуществимость ее на практике, т.к. это привело бы к прямому столкновению и конфликту с Англией, которая никогда не допустила бы этого. Но это чисто символическое согласие иранская сторона обусловила рядом условий, которые всегда могли свести на нет его суть.

Россия получала право ввода войск при следующих условиях: если третья держава будет угрожать границам Советского государства или если персидское правительство после предупреждения советского правительства само окажется не в силе отвратить эту опасность. И то, и другое условие трудно было доказать. Ст.6 имела чисто символическое назначение – советская сторона не надеялась ее осуществить, а иранская не собиралась выполнять. Правда, в августе 1941 г. советские войска все-таки впервые были введены на территорию Ирана, но это было осуществлено не по согласованию с иранским правительством, а с согласия США и Англии для осуществления поставок по ленд-лизу военных материалов в Советский Союз.9

Практически, договор 1921 г. имел совершенно иное назначение. Во-первых, он навсегда закрывал народам Центральной Азии и Азербайджана связи с зарубежными странами. Если договоры о "дружбе" с Афганистаном закрыли Таджикистану и Узбекистану пути в зарубежье, то договор 1921 г. сделал то же самое в отношении Туркмении и Азербайджана; во-вторых, идя на такие уступки и неоправданные жертвы, полное пренебрежение национальными интересами, советское правительство рассчитывало в будущем создать полосу дружественных азиатских стран, которые можно было бы использовать в будущей антиимпериалистической борьбе. Советский Союз и Коминтерн исходили из предпосылок будущей мировой революции и азиатские страны представлялись, по ленинской формулировке, "горючим материалом" этой революции и ее главным резервом. В глобальной дипломатии Советское государство рассчитывало использовать свое уникальное географическое и геополитическое положение. Его территория составляла главную часть евразийского континента, имела границы как с европейскими, так и азиатскими государствами. При необходимости оно могло оказывать давление на западные государства, в первую очередь на Англию, активно противодействуя ей на Востоке, где антиимпериалистические лозунги, революционные фразы, национальные идеи и народные восстания могли стать достаточной компенсацией за материальные убытки.

Вместе с тем, договор имел важное политическое и дипломатическое содержание. Добровольные уступки Советского государства должны были установить союз с революционно-демократическими кругами Ирана. Они должны были способствовать развитию революционных идей и нового антиимпериалистического духа и формировать общую антиимпериалистическую основу союза национально-освободительных сил. Это было вполне в духе идей Коминтерна, который на втором конгрессе разработал программу временных союзов с буржуазно-демократическими движениями с целью воздействия на них и утверждая в них сознание перехода к новым высшим формам борьбы. Английский исследователь Питер Эвери особо подчеркивал эту идеологическую направленность договора: "Заключение договора дало Советскому правительству возможность открытой коммунистической пропаганды. Премьер-министр Сеид Зия стремился восстановить в Иране баланс сил между Россией и Англией. Эта политика, а также искренний прием договора со стороны в целом правительства создали атмосферу поверхностной дружественности. Русские использовали эту возможность в максимальной степени"10.

Выбор посла как нельзя убедительней свидетельствует о его главном назначении. Советским послом в Тегеран был назначен ветеран революционного движения в России, член коммунистической партии с 1901 г., английский рабочий по происхождению, бывший сотрудник влиятельной английской газеты "Манчестер Гардиан" Теодор Ротштейн (1871-1953 гг.), ставший впоследствии выдающимся советским ученым в области международных отношений. Он прибыл в Тегеран 24 апреля 1921 г., как только последний российский солдат покинул территорию Ирана. Такова была настоятельная просьба иранской стороны и ее исполнение являлось лишним свидетельством серьезности намерений Советского государства поддерживать независимость иранского государства и развивать с ним дружеские отношения, о которых говорилось в договоре.

Более того, наркоминдел Чичерин при подписании договора сказал, что "романовская политика угнетения" заменена "братскими отношениями" между советским и иранским народами. Его слова были повторены всеми иранскими газетами, правда, некоторые из них отмечали пропагандистское значение таких выражений. Революционер, посол и пропагандист Т.Ротштейн приступил к своим обязанностям с яркой агитационной речи при открытии советского посольства в старом здании российского представительства и заявил, что просторные помещения советского посольства будут открыты гражданам Ирана, всем рабочим каждую пятницу. Ежедневно в здании посольства демонстрировались бесплатно советские фильмы, а в Тегеране была открыта русская школа с новыми коммунистическими преподавателями. Через коротковолновый радиоприемник в здании посольства принимались новости из Москвы и тут же распространялись в ежедневной газете. Ротштейн был сам журналистом и организовал широкую пропагандистскую работу в Тегеране. Уже в октябре 1921 г. под его руководством в Тегеране печатались девять газет, которые публиковали материалы, готовившиеся в советском посольстве. Все они были антианглийской направленности. Тегеран становился центром советской пропаганды на Среднем Востоке.

Вместе с тем, пропагандистская политика советского посольства расчистила путь к установлению диктатуры Реза хана. Тегеранские газеты, с подачи Т.Ротштейна, публиковали массу материалов, порочащих коррупцию, царящую в правительстве и местных органах власти, беззаконие и произвол в стране. Они формировали новое сознание, концентрируя внимание общественности на таких вопиющих пороках страны, которые и без того были известны всем. Правительственные органы не смогли противопоставить этой массированной пропаганде ничего позитивного и в стране начала расти открытая оппозиция правительству и правящим кругам. На работу в газетах было привлечено большое число талантливых писателей, у которых литературная деятельность превращалась в политическую борьбу против правителей, чиновников, феодалов и их иностранных покровителей.

Наряду с пропагандой, Советское государство стремилось развивать экономические отношения, которые для Ирана имели важное значение. Эти отношения обеспечивали весь север страны выгодными стабильными рынками в соседнем государстве, давали возможность развивать национальную промышленность и практически обеспечивали керосином половину страны. В 1924 г. был подписан советско-иранский договор, предусматривавший выгодный для Ирана порядок ввоза иранских товаров в СССР и советских товаров в Иран без лицензий. В Тегеране было открыто советское торговое представительство. Между СССР и Ираном завязались взаимовыгодные связи, которые служили достаточно хорошим основанием для пропагандистской работы Коминтерна. Были созданы первые смешанные советско-иранские общества "Русперссахар", "Персхлопок", "Персазнефть" и др. Для финансирования советско-иранской торговли был основан Русско-персидский банк (Русперсбанк). Иран увеличил экспорт, повысились цены на экспортные товары и понизились на импортные. Иран улучшил свое финансовое положение.

Развивая северные районы Ирана, Советский Союз рассчитывал сделать их частью своей экономики. Страна нуждалась прежде всего в иранском хлопке и других видах сельскохозяйственной продукции. Немаловажную роль играла идея создания на севере страны прочной опоры из крестьян, рабочих, ремесленников, средней и мелкой буржуазии, торговцев.

Англия избегала конфликта со столь быстро растущим Советским государством. В стране появился новый, еще более опасный конкурент - США. Англия предприняла меры по недопущению проникновения американского капитала в Иран. Советское государство сорвало попытки американских компаний "Стандарт Ойл" и "Синклер". Концессии, предоставленные им иранским правительством на разработки нефти  а 1921 и 1923 гг., были аннулированы по требованию Советского правительства. Англия вздохнула облегченно - первый натиск американцев был отбит. Но иранское правительство настойчиво стремилось привлечь США в страну, стремясь обострить межимпериалистическую борьбу, включив сюда и СССР.

В 1922 г., по приглашению иранского правительства, в страну прибыла группа американских советников во главе с известным банкиром А.Мильспо. Его главной задачей являлось создание усовершенствованной системы сбора налогов и улучшение всей финансовой системы страны. Он помог иранскому правительству сбалансировать бюджет так, что расходы стали почти равны доходам. Созданный им механизм сбора налогов сохранялся практически до конца правления династии Пехлеви, т.е. до 1979 г. В результате в 1927 г., впервые в истории Ирана, был создан Национальный банк. Постепенно А.Мильспо расширял свои полномочия и становился полновластным хозяином иранских финансов. Ни Советский Союз, ни Англию такая компания не устраивала и они предприняли меры по выдворению американцев из Ирана.

В июле 1927 г. Межлис отказался продлить срок полномочий миссии А.Мильспо. Немаловажную роль при этом сыграл Реза хан, который говорил, что в Иране может быть только один шах и никто не должен сомневаться, кто им должен быть. Англия имела большое влияние на него. Незадолго до этого на улице Тегерана был убит американский вице-консул Имбр. Считают, что он был убит человеком в военной форме. Миссия удалилась, отделения закрылись, а американское посольство на долгие годы лишилось возможности активно воздействовать на развитие событий в стране. На политической арене воцарился триумвират - Реза хан, Англия и Советское государство. Тройственное равновесие создало в Иране на двадцать лет политическую стабильность.

Реза хан, будучи военным министром, постепенно создавал почву для установления личной диктатуры. В 1921-1922 гг. были разгромлены разрозненные революционные выступления на севере Ирана. Погиб Кучик хан, который незадолго до этого разгромил своих союзников - коммунистов. Восстания в Азербайджане, колыбели иранской революции, Гиляне и Хорасане были подавлены.

Одновременно с подавлением национально-освободительного и революционного движения Реза хан концентрировал власть в своих руках. Он реорганизовал армию и сосредоточил сбор налогов в своих руках. Большинство местных органов власти перешли под его контроль. В октябре 1924 г. Ахмад шах вынужден был назначить Реза хана премьер-министром страны. Под давлением Реза хана шах вынужден был уехать за границу, назначив регентом своего брата, у которого Реза хан взял подписку с обязательством не вмешиваться в государственные дела. Каджарская династия окончательно лишилась власти, она фактически перешла к Реза хану.

Для закрепления своей власти в этом же году он провел выборы в Мажлис, на которых большинство получили его сторонники. В феврале 1925 г. Мажлис, под окнами которого стояли войска, назначил Реза хана верховным главнокомандующим с неограниченными полномочиями. 12 декабря 1925 г. Учредительное собрание провозгласило Реза хана наследственным шахом под именем Реза-шах Пехлеви. В Иране установился тоталитарный режим азиатского типа, в котором сочетались представительные учреждения с ограниченными полномочиями и военная диктатура с неограниченными функциями.

Отличительной чертой диктатуры Реза-шаха была поддержка Англо-персидской нефтяной компании, которая видела в нем гаранта охраны своих доходов, статуса и привилегий. Это была громадная компания, равной которой в мире не было. Ее предприятия и буровые скважины раскинулись на площади в 1,2 млн. кв. км, т.е. в пять раз превышавшей территорию самой Великобритании. Компания имела свои вооруженные силы, огромный управленческий аппарат. Здесь работало почти 30 % рабочей силы Ирана и государство получало немалые доходы за счет отчисления от прибылей компании. 

Англо-иранская нефтяная компания была образована в 1901 г., когда шах отдал в концессию английскому банкиру Уильяму Ноксу д'Арси огромную территорию на побережье Персидского залива. В 1914 г. Британское правительство взяло на себя управление нефтяными месторождениями Персидского залива, ранее принадлежавшими Англо-персидской нефтяной компании, и компания превратилась в государственное предприятие Англии в Иране.

  Индия

        В Индии большевистская пропаганда нашла особенно благоприятную    почву.     Англо-русский    конфликт  в Центральной Азии создал в стране образ мышления и представление о России как освободительнице от колониального ига. Логика была проста: Россия - враг Англии и, следовательно, победа России и уничтожение английского господства приведут к свободе и независимости индийского народа. Ташкентский генерал-губернатор неоднократно получал письма от индийских политических деятелей, сельских предводителей, раджей, местных навобов и др. с просьбами освобождения от английского ига.

Революция 1917 г. усилила прорусские настроения в индийском народе. Индийская национальная пресса и видные руководители индийского национально-освободительного движения с удивительной точностью и объективностью воспринимали революционные события в России. Вновь индийские политические деятели увидели английскую интервенцию через призму борьбы русских рабочих за свою свободу, и победа в этой борьбе возрождала надежды на свободу индийского народа. Национально-освободительные выступления в Индии усилились после "резни в Амритсаре" 13 апреля 1919 г., когда при подавлении антианглийской демонстрации английские солдаты хладнокровно расстреляли толпу безоружных людей. 379 человек погибло и 1200 человек получили ранения. Это был поворотный пункт в индийском национально-освободительном движении. Индия стремительно шла к вооруженной революции. Россия приобрела в Индии неотвратимую привлекательность как образец радикальных преобразований, человеческой свободы и освобождения наций. Газета "Сварадж", издававшаяся на языке урду, подчеркивала, что Советский Союз не стремился к территориальным приобретениям, как это делали европейские державы. "Это сделало Ленина, - писала газета 8 июля 1921 г., - величайшим человеком в мире"11.

Имя Ленина обладало особой магнетической силой в Индии и вдохновляло индийское национально-освободительное движение. Показателем огромного интереса индийцев к Ленину является публикация при его жизни на индийских языках его расширенной биографии с изложением его идей и пространными цитатами из его работ. Он стал в Индии легендой. Вся индийская национальная пресса, независимо от политической направленности, выражала печаль при известии о его смерти, утверждая, что его смерть является великой утратой не только для Советской России, но также и для Индии.

В связи с этим убедительно высказывался выдающийся индийский государственный деятель, будущий премьер-министр свободной Индии Дж.Неру. В одном из своих писем дочери Индире из тюрьмы в 1933 г. он писал: "Прошло немало лет после его смерти, а Ленин уже стал неотъемлемой частью не только его родной России, но и всего мира. И по мере того, как идет время, величие его растет, он теперь один из тех немногих мировых деятелей, слава которых бессмертна"12. Ленин стал для индийцев символом эпохи - эпохи свободы и независимости.

Советское государство решило возобновить старую схему "большой игры" в Центральной Азии и заставить Англию нервничать по поводу положения своей империи в Индии. Но положение во многом изменилось по сравнению с тем, которое было в 1907 г., когда была подписана англо-русская конвенция. Со старой Россией можно было сговориться и договориться, но с новой - это было исключено. Теперь Россия обладала огромной моральной силой. Попытки силового решения "русского вопроса" путем интервенции провалились. Свобода Индии, помощь индийскому народу в борьбе за свободу стали идеологическим оружием Советского государства. Даже, если и допустить, что они носили чисто пропагандистский характер, они могли иметь непредсказуемые последствия в той накаленной обстановке в Индии, которая сложилась после амритсарской резни.

Большевики категорически отвергали идею экспорта революции. Но все же были приняты практические меры, которые могли возбудить старые имперские планы царской России: движение к южным морям, правда, уже под новыми мотивировками. Стройте новую жизнь, свергайте своих эксплуататоров - говорилось в обращениях Коминтерна к азиатским народам. В Коминтерне отдел колониальных народов представлял индийский марксист М.Рой. В его функции входило создание революционных групп в азиатских странах и организация связей с ними Коминтерна. 17 февраля 1920 г. в Кабуле состоялось учредительное собрание Индийской революционной ассоциации, которая направила приветственное письмо Ленину. В ответном письме, направленном в адрес ассоциации 10 мая 1920 г., Ленин писал: "Рад слышать, что провозглашенные рабоче-крестьянской республикой принципы самоопределения и освобождения угнетенных народов от эксплуатации иностранных и собственных капиталистов нашли такой живой отклик среди сознательных индийцев, всячески борющихся за свою свободу".13

М.Рой создал в Ташкенте индийскую секцию компартии Туркестана в апреле 1920 г. Она занималась подготовкой вооруженных отрядов для будущей революции в Индии. Это не на шутку перепугало английское правительств и оно представило ноту протеста Москве. В ноте говорилось, что Советское правительство помогает "индийским революционерам" в борьбе против Британской империи и хорошо известные индийские анархисты получали финансовую помощь для возбуждения индийцев против английского владычества.

Между тем, советское правительство готовилось к практическим шагам, направленным в будущем к наступлению на Индию.  Какими бы утопичными и химеричными не казались такого рода планы, тем не менее они разрабатывались. В их разработке принимали участие старые российское специалисты по среднеазиатскому вопросу, генералы, имевшие практический опыт службы на Памире и Кашгаре. Предполагалось, что главный маршрут наступления на Индию будет проходить через Кашмир.             

Осенью 1919 г. в Академии Генерального штаба Красной Армии было открыто восточное отделение, где готовились будущие кадры индийского направления. Здесь слушатели проходили занятия, связанные главным образом с изучением стран, языков, истории, религии, культуры и политических систем. Одним из преподавателей был выдающийся ученый, генерал А.Снесарев, 10 лет прослуживший на Памире в качестве начальника Памирского пограничного отряда, в задачу которого входило наблюдение за процессами, происходившими в Кашмире, и действиями английских колониальных властей. Да и весь штат состоял из опытных ученых, страноведов, географов, которые разрабатывали для российской империи стратегию наступления на Индию. Теперь их научные разработки вновь оказались востребованными.

Был разработан комплекс мер, главной целью которых было наступление на Индию. А.Снесарев в своих лекциях подчеркивал, что в ней не было "ничего невероятного". Наступление на Индию предполагалось проводить по двум этапам. Первый включал утверждение Советской власти в Средней Азии, как основной базы продвижения на юг; второй этап включал овладение областями, представлявшими стратегически важные плацдармы, непосредственно примыкавшими к Индии - Афганистан, Кашгар, Тибет и Белуджистан. Авторы этого фантастического, но вполне осуществимого плана полагали, что как только эти основные плацдармы будут завоеваны, английское господство в Индии рухнет само собой.14

Для британских колониальных властей эти планы не были ни секретом, ни новостью. Они лежали в основе завоевания Россией Центральной Азии, но если ранее они казались неосуществимы и английским дипломатам удавалось сдерживать российскую экспансию своим контрнаступлением, теперь они становились вполне реальными и в будущем могли стать серьезной угрозой английскому присутствию в Индии. Современные индийские историки убедительно показали, что же лежало в основе английской тревоги. Профессор университета Дж.Неру в Дели К.Варику пишет: "Выход Советов из войны с Германией и их поддержка дела освобождения народов Востока от иностранного колониального господства были прямо направлены против британских интересов. Обращение Советского руководства к народам Востока с призывом подняться против иностранных империалистов было совершено как раз в тот момент, когда британская политика в отношении Турции и грубое насилие по подавлению индийского национально-освободительного движения вызвало бунт большей части индийского народа против них. Бегство тысяч индийцев в Афганистан и Советскую Центральную Азию стало потрясающим шоком англичанам. Они начали видеть руку большевиков за каждым выступлением в Индии, которая была уже переполнена недовольством. Тревога англичан стала решающей в их политике и они предприняли меры для изоляции Индии от большевистской пропаганды, в особенности, когда советская пропаганда превратилась в самый настоящий пропагандистский крестовый поход против британского империализма на Востоке и открытую поддержку индийских революционеров, которые действовали с территории Советского государства"15. Английские власти предприняли самые строгие меры к ограждению Индии от проникновения большевистских эмиссаров и индийских революционных групп с территории Советской Центральной Азии. Изымалась вся литература большевистского направления, в которую входило всякое упоминание о России и русской революции. Закрыты были все границы с Китаем, взяты под контроль дороги, ведущие на Памир. Англо-российское соперничество возобновилось с новой силой. Кашмир в нем приобрел теперь самое важное значение. Через него проходили дороги в Индию в обход Афганистана. Остановить большевистскую пропаганду и действия индийских революционеров стало главным условием для сдерживания индийского национально-освободительного движения.

Английский исследователь англо-русских отношений К.Миддлтон считает, что с утверждением Советской власти в Центральной Азии для Индии, т.е. английского владычества в Индии, возникла опасность, которая была гораздо более серьезной, чем при царизме. "Советский империализм", по его мнению, представлялся повторением царской формы империализма в более широком масштабе. У него появилось новое оружие - "оружие пропаганды, которое труднее парировать и в некоторой степени гораздо более эффективное, чем физическая сила"16.

Британское правительство противопоставило "советскому империализму" свою концепцию, которая должна была стать эффективным путем ликвидации угрозы Советов Британской империи. Ее автором был лорд Керзон, министр иностранных дел, прослывший непримиримым и самым последовательным врагом России. По своим взглядам он принадлежал к старой имперской школе английских дипломатов, сформировавшихся под влиянием лорда Солсбери. В свое время он работал его заместителем. Концепция Керзона оказалась ошибочной от начала до конца и стала свидетелем, что в новых условиях в международных отношениях традиционные методы английской дипломатии оказались ненадежными. Те средства, которыми обычно пользовалась Англия (деньги, интриги, "разделяй и властвуй", "русская угроза", тайная дипломатия и тайные убийства, использование авантюристов типа Лоуренса), потерпели фиаско в борьбе против дипломатии антиколониализма, которую использовала Советская Россия. Вплоть до крушения колониальной системы во второй половине XX в. Советский Союз являлся ведущей силой в борьбе против империй и колоний. Ликвидация колониальной системы явилась триумфом его многолетней политической и дипломатической борьбы.

Дипломатия Керзона была направлена на сохранение колониальных империй и сдерживание антиколониальной борьбы Советского Союза. Она была основана на предположениях, которые считались достаточно реальными для успешного осуществления английской политики в Азии. Первое предположение заключалось в том, что мусульманские народы должны были согласиться с ролью, которая была им предназначена планами английской дипломатии; второе - заключалось в убеждении, что Англия имеет достаточно сил для того, чтобы заставить их выполнять свою волю, если они стали бы противодействовать осуществлению ее политики; наконец, английские дипломаты были уверены, что бессильная и расколотая Россия  легко оставит азиатское пространство могущественному влиянию Англии. Все эти предположения оказались иллюзорными.

После капитуляции Германии весь мусульманский мир оказался в водовороте национально-освободительного движения. Британские войска оказались разбросанными по Европе и в самых горячих точках империи. А Советская Россия за то же время смогла привести в движение "горючий материал" революции повсюду, где могла, особенно в тех странах, которые были вовлечены в англо-русское соперничество. Договоры, заключенные ею с азиатскими странами (Турция, Иран, Афганистан, Китай), утверждали общие границы и в то же время провозглашали солидарность в борьбе против империализма. Вместе с тем, они способствовали заключению договоров между самими азиатскими государствами с взаимными обязательствами противостояния колониальной политике западных держав. Среди них следует отметить афгано-иранский договор 1921 г. о дружбе, афгано-иранский договор о дружбе и безопасности 1927 г., которые провозглашали установление отношений дружбы и взаимопонимания между сторонами и развитие экономического сотрудничества. Ирано-турецкий договор 1926 г. предусматривал взаимные обязательства сторон воздерживаться от актов агрессии друг против друга, сохранять нейтралитет в случае военного нападения на одну из сторон.

Эти договоры имели исключительно важное значение для укрепления суверенитета этих стран, а также формирования новой системы международных отношений в Азии, основанной на уважении их независимости, интересов и противостояния британскому колониализму. Договоры, заключенные с Советским Союзом, а также взаимные договоры обеспечивали взаимную безопасность, способствовали развитию дружественных отношений и экономического сотрудничества. К.Миддлтон заметил еще одну важную особенность этих договоров. Он пишет: "Открытая антибританская пропаганда стала менее привлекательной, чем искусная кампания по возбуждению восточного сознания против Англии показным отречением от царских претензий и привилегий, направленных на демонстрацию контраста между советским великодушием и британской жестокостью"17.

Разумеется, нельзя оспаривать такое заключение и советская пропаганда достигла своих целей, заключавшихся в инспирировании антибританских выступлений и формировании антиимпериалистического сознания в широких массах стран Азии. Но дело не только в искусной пропаганде или ловкости агитаторов. Речь должна идти об использовании объективно сложившейся ситуации в азиатской революции, когда Советы стали на сторону этой революции. Советская Россия играла ту же роль, какую сыграла американская революция в XVIII в., которая подорвала моральную основу феодального общества. Революция в России нанесла огромный удар (политический и моральный) по колониальной системе. Она выдвинула перед азиатскими народами альтернативу свободного и независимого развития. На этой почве выросло национально-освободительное движение, развившееся в различных формах - националистических, соц,иалистических, коммунистических, исламско-фундаменталистских, сепартистских. 


 <<На главную     Содержание   Далее>>

 
Hosted by uCoz